GISMETEO: Погода по г.Арти

Методическая страничка Ульяновой С.В. учитель русского языка и литературы.

Глагол
Урок творческого воображения


Цели урока:
•  повторить  и систематизировать знания  по теме «Глагол»;
•  формировать навыки определения морфологических признаков глагола;
•  воспитывать любовь к искусству, развивать творческое воображение.
Оборудование: интерактивная доска, картина Левитана «Большая вода», запись музыки.

Ход урока
I. Организационный момент
II. Фронтальный опрос
Учитель: Дайте определения глагола, назовите его морфологические признаки.
Ответы:
а) глаголы бывают переходными и непереходными (правило);
б) изменяются по наклонениям (изъявительное, повелительное, сослагательное);
в) глаголы бывают разноспрягаемые;
г) глаголы бывают безличные.

1. Творческое задание
Учитель: Посмотрите за окно, составьте мини-текст на тему «Пейзажные зарисовки», у глаголов определите спряжение.

2. Выборочный диктант
Учитель: Выписать глаголы, указать наклонение и время. Проверить (фронтально), сформулировать правило.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденеться листвою.

V. Творческая синонимия
Подобрать синонимы к глаголам из текста. Устное иллюстрирование стихотворения с использованием глаголов.

VI. Словарная работа
Открыть карточку со словом «Пейзаж» (фр. страна, местность) – картина природы в художественном произведении (записать в тетрадь).
Учитель: Какое значение имеет пейзаж в художественном произведении? (Передает красоту окружающего мира, а также внутренний мир душевное состояние героя.)
При помощи чего писатели и поэты передают нам красоту и великолепие природы? (При помощи слова.) 

VII. Физкультурная минутка

VIII. Творческое задание
Краткое предложение заменить безличным глаголом.
1. Восток заалел яснее (светает).
2. Идет мелкий дождичек (моросит).
3. В лесу воздух прозрачный и свежий (легко дышиться).
4. Солнце скатывалось за горизонт (вечерело).
5. На лужах тонкая корка льда (подморозило).
Учитель: Какие глаголы называются безличными? (Учащиеся формулируют правило.) Поставить глаголы в указанном наклонении (рассказать о наклонениях глагола).
Изъявительное                       Условное                               Повелительное
Цвести                                       Увидеть                                 Беречь
Смотреть                                   Заметить                                Заботиться
Радоваться                                Послушать                            Охранять

IX.Эвристическая беседа.
Учитель: Мы говорили о том, что поэты и писатели создают свои пейзажи при помощи слова. А при помощи чего создают пейзажи художники? ( при помощи кисти и красок)
Таких художников называют пейзажистами. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам.
Одним из выдающихся художников – пейзажистов был И.И.Левитан.

Сообщение ученика о творчестве И. Левитана и кратко о картине «Большая вода».

X. Творческая работа.
Написать мини-сочинение, используя глаголы в разных временных формах. Проверка 3-4 мини-сочинений.

XI.Самостоятельная работа.
Синтаксический разбор предложения. Синтаксическая роль глагола.(В это время звучит пьеса «Март» Чайковского из цикла «Времена года»),
Ранней весной на деревьях набухают почки, воздух свежий, легко дышится.

XII. Заключительный этап урока.
Учитель: Во время нашей работы звучала пьеса П.И. Чайковского из знаменитого фортепианного цикла «Времена года», которая называется «Март». Композитор каждому месяцу посвятил особую и неповторимую мелодию.

      Так при помощи чего передает нам красоту природы композитор? (при помощи звука). Проверьте разбор предложения и сделайте морфологический разбор глагола  дышится.

XIII. Итог урока.
Учитель: Какую тему мы повторили на уроке? А о чем еще шла речь на уроке? (о пейзаже).
Ребята, только ли на картинах художников-пейзажистов мы видели пейзажи? Где еще? (на улице, вокруг нас). Но мы, занятые повседневными делами, так редко замечаем, как ярко светит солнце, как голубеют небеса, как чудно поют птицы. А ведь вокруг нас изумительные картины природы, нужно только увидеть, услышать их, и мир оживет.
Учитель читает стихотворение «Здесь мало увидеть- здесь нужно всмотреться…»

XIV. Домашнее задание.
Вообразите, что вы попали рано утром на берег озера. Опишите, какие пейзажные зарисовки открылись вашему взору.

 

Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение изученного о простом предложении". скачать.

   
Hosted by uCoz