GISMETEO: Погода по г.Арти

МОУ «Поташкинская СОШ»

 Урок русского языка в 8 классе

 Тема: «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

   Учитель: Цивилёва Людмила Павловна,  I кв.к.

09.02.2010

Урок русского языка в 8 классе по теме
«Обобщающие слова при однородных членах предложения»


Данные об авторе: Цивилёва Л.П.
Место работы, должность: МОУ «Поташкинская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы
Класс: 8 класс
Предмет: русский язык.
Цель урока: 1). Создать условия для формирования умения находить обобщающие слова и  морфологические способы их выражения,  ставить знаки препинания при обобщающих словах. 2). Создать условия для развития критического мышления. 3). Создать условия для совершенствования умения самостоятельной работы, совершенствования умения выполнять тестовую работу. 4). Создать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова.
Тип урока: 
Урок открытия новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
Учебный комплекс под редакцией:  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. 

Урок открытия нового знания

  • Развивающая цель:  формирование способности учащихся к новому способу действия.

  • Обучающая цель:  расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

  • Знание интонационных и пунктуационных особенностей данных предложений, союзов и обобщающих слов;

  • Опираясь на знания, уметь находить в предложениях однородные члены, соблюдать нормы сочетания однородных членов, правильно выделять их в предложениях

  • При изложении своих мыслей в устной и письменной форме соблюдать нормы русского литературного языка для более точного решения коммуникативных задач

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Время

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.
  2. Выделить и сформулировать новое знание.
  3.  

Постановка темы и цели урока. Пунктуационный разбор предложения: Озёра и реки, деревья и травы, звери и птицы – все просят твоей помощи, человек разумный.

4 мин.

Формулирование задач деятельности и формы изучения нового материала.
Озёра и реки  деревья и травы звери и птицы  все просят твоей помощи человек разумный.

2. Смоделировать способ открытия нового знания. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

 

Что такое обобщать? «Придать общее значение». Иногда в предложении возникает обобщающее слово, которое содержит в себе все значения последующих однородных членов предложения, а они, эти однородные члены, его поясняют, конкретизируют, уточняют.

Подберите обобщающие слова к однородным членам и наоборот.
Составьте с ними предложения.
Животные: .....................
Одежда: ..........................
Обувь: ...............................
Стол, стулья, шкаф, диван-кровать, кресло - .....

7мин.

Отвечают на вопрос. Моделируют открытие нового знания.  
«Придать общее значение». Иногда в предложении возникает обобщающее слово, которое содержит в себе все значения последующих однородных членов предложения, а они, эти однородные члены, его поясняют, конкретизируют, уточняют.

 

 

Животные: .....................
Одежда: ..........................
Обувь: ...............................
Стол, стулья, шкаф, диван-кровать, кресло -

3. Изучение нового материала:
Актуализация имеющихся знаний.

 Первичное закрепление теоретического материала.

Прочитайте § 44, стр.125 Составьте вопросы к содержанию § 44, задайте их соседу по парте.

Ответьте на вопросы.

5мин.

Индивидуальная  работа с материалом для наблюдения, чтение  теоретического материала §  44.
Ответы на вопросы в парах.

4. Сконструировать диалоги для третьего и    четвертого этапов урока.

Практикум
Анализ предложений:
По обеим сторонам дома разбросано было несколько жилых служб и разнообразных строений: сарай, конюшня, погреба, амбары, засольная изба, баня и господская кухня.
Шум, брань, мычание, блеяние, рёв – всё сливалось в один нестройный говор.
Вопросы: Чем являются однородные члены предложения в 1-м предложении?
Какие слова являются обобщающими для этих однородных членов?
На какие вопросы они отвечают?
Какие слова являются обобщающими для однородных членов во 2-м предложении? На какой вопрос оно отвечает?
Каково положение обобщающих слов в 1-м и во 2-м предложениях? В чём разница?

3 мин.

Анализируют предложения:
По обеим сторонам дома разбросано было несколько жилых служб и разнообразных строений: сарай, конюшня, погреба, амбары, засольная изба, баня и господская кухня.
Шум, брань, мычание, блеяние, рёв – всё сливалось в один нестройный говор.
Отвечают на вопросы:

6. Закрепление сформированности понятия обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

  • Упр. 266 (по заданию).

 

7мин.

Упр.266.

 

 

7. Включение нового знания в систему прежних знаний.

  • Составьте схемы к предложениям:

И море, и небо, и белый песок – всё радовало глаз.
Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, тополь, акация, берёзы – зеленели приветливо и свежо.
Повсюду мох: и внизу и под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев.

4 мин.

Самопроверка

8. Развитие речевой культуры.

Придумайте предложения по схемам, запишите их.
Придумайте и запишите предложения с однородными членами, где в роли обобщающего слова  будут выступать слова (упр.270, в рамочках)

6 мин.

Проверка.

Выборочная запись предложений, проверка.

9. Подведём итоги.

Что обозначает обобщение?
На какие вопросы отвечает обобщающее слово и каким членом предложения является?

3 мин.

Отвечают на вопросы.

10. Домашнее задание.

§ 44, упр.268, 272. Прочитать, указать обобщающие слова, списать, расставить знаки препинания, составить схемы предложений

1мин.

Записывают д.з.

11. Тест.

Выполните тест (с самопроверкой).
Тест.
Определите, в каких предложениях с однородными членами при обобщающих словах нужно поставить не только двоеточие, но и тире (знаки препинания не расставлены).
1. Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.
2. Всё в тающей дымке холмы перелески.
3. Зелёная долина горы в белых шапках всё было залито солнцем.
4. Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.
5. Лиственные деревья осина ольха берёза ещё голы.

2мин.

Выполняют тест.

12. Проверь себя.

1, 3,4, 5.

1мин.

Самопроверка.

13.    13. Синквейн

- Составьте синквейн о предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения..

2 мин.

Пример:     
Обобщающие слова
объединяющие, называющие
поясняют, конкретизируют, уточняют.
Дружат с двоеточием и тире!
Пунктуация.

 

14.    Рефлексия
Рефлексия проводится с применением опоры:
·        Сегодня на уроке я узнал …
Р       Работать мне было…, потому что …
·        Помогал мне …
·        Мешал мне ...
·        Больше всего мне понравилось…
·        Труднее всего было …
- В опоре второе предложение сложное, а его первая часть какое предложение?

 

2мин.

 

Приложение 1.

Алгоритм конструирования урока «открытия» нового знания

  • Выделить и сформулировать новое знание.

  • Смоделировать способ открытия нового знания.

  • Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

  • Определить необходимые знания, умения, навыки и способы их повторения.

  • Подобрать упражнения для этапа актуализации (согласно необходимым ЗУНам и мыслительным операциям).

  • Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

  • Сформулировать метод решения учебной задачи.

  • Сконструировать диалоги для третьего и    четвертого этапов урока.

  • Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон для самопроверки.

  • Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа.

  • Подобрать задания для этапа включения нового знания в систему знаний и повторения.

  • Продумать форму организации этапа рефлексии.

  • Прописать план-конспект урока.

  • Провести анализ конспекта в соответствии с требованиями к этапам урока в технологии деятельностного метода.

  • Внести коррективы в план-конспект.

 

Приложение 2.

   
Hosted by uCoz