GISMETEO: Погода по г.Арти

Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9-го класса.

Пояснительная записка.

Программа предназначена для преподавания геометрии в 9 классе общеобразовательной школы.
Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 70 часов в учебный год. Из них контрольных работ 5 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Векторы, метод координат »-1 ч,  «Соотношение между сторонами и углами треугольника» - 1 час, «Длина окружности и площадь круга» - 1 час, «Движения» - 1 час и 1 час на итоговую контрольную работу.
Рабочая программа  составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Перечня учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации на 2011/ 2012 учебный год, приказ от 24.12.2010 г. № 2080;
3. Постановления Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. № 15 - ПП «О региональном компоненте ГОС НРК Свердловской области»;
4. Учебный план МКОУ «Поташкинская СОШ»  на 2011-12 учебный год
5. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
6. Скорректирована на её основе программы: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.
7. Контроль и оценка результатов обучения в средней школе: Письмо МО и ПО РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15   
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.                                
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.

Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.
Т – тестовая работа.

 

Литература:

  1. Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.
  4. Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
  6. Н.Ф. Гаврилова Универсальные поурочные разработки по геометрии.-Москва «ВАКО» 2007.

Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина Поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Позняк Э. Г., Юдина И. И.- Волгоград: Учитель 2010.

 

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид кон-троля

Дата проведения урока

план

факт

Вводное повторение  2ч

Многоугольники.

 

Площади многоугольников

1

 

1

КУ

многоугольник, элементы многоугольника, свойства, площадь многоугольника

-знать свойства основных четырехугольников;
-знать формулы площадей;
-уметь строить многоугольники и по чертежу определять их свойства

Векторы 7ч

Векторы. Равенство векторов.

Отложение вектора от данной точки

1

 

 

1

определение вектора, виды векторов, длина вектора

-уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;
-знать виды векторов

Сложение  векторов
Вычитание векторов.

2

1

вектор, операции сложения и вычитания векторов

-уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов

Умножение вектора на число.

1

вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции

-уметь строить произведение вектора на число;
-уметь строить среднюю линию трапеции

Решение задач.

1

правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов

-уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов;
-уметь применять эти правила при решении задач

Метод координат  12 ч

Координаты вектора.

2

КУ

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора

-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;
-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число

Решение задач.

1

КУ

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами

-уметь применять знания при решении задач в комплексе

Простейшие задачи в координатах.

2

КУ

радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками

-уметь определять координаты радиус-вектора;
-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;
- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками

Уравнение окружности.

2

 

уравнение окружности

-знать уравнение окружности;
-уметь решать задачи на применение формулы

Уравнение прямой.

2

УОНМ

уравнение прямой

-знать уравнение прямой;
-уметь решать задачи на применение формулы

Решение задач по теме «Векторы и метод координат»

2

КУ УПЗУ

уравнение окружности и прямой

-знать уравнения окружности и прямой;
-уметь решать задачи

Контрольная работа №1

Соотношения между сторонами и углами треугольника  12 ч

Синус, косинус, тангенс угла.

1

единичная полуокружность

 

-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;
-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки

Основное тригонометрическое тождество

1

основное тригонометрическое тождество

Формулы приведения

1

формулы приведения

Площадь треугольника.

1

УО

теорема о площади треугольника, формула площади

-уметь выводить формулу площади треугольника;
-уметь применять формулу при решении задач

Теорема синусов.

1

УОСЗ

теорема синусов

-знать теорему синусов и уметь решать задачи на её применение

Теорема косинусов.

1

КУ

теорема косинусов

-знать вывод формулы;
-уметь применять формулу при решении задач

Решение треугольников.

4

теорема синусов, теорема косинусов

-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

Измерительные работы

1

УПЗУ

Контрольная работа № 2

Скалярное произведение векторов

3

Длина окружности и площадь круга 12 ч

Правильные многоугольники.

2

КУ

правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность

-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;
-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать

Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей.

5

КУ

площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей

-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;
-уметь строить правильные многоугольники

ФО

Длина окружности

Площадь круга.

Площадь кругового сектора

Решение задач

1

 

1

 

1

 

1

КУ

длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора

-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение

Контрольная работа № 3

Движение 10 ч

Понятие движения.

1

УОНМ

отображение плоскости на себя

-знать , что является движением плоскости

Симметрия.

2

осевая и центральная симметрия

-знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной

Параллельный перенос.

3

параллельный перенос

-знать свойства параллельного переноса;
-уметь строить фигуры при  параллельном переносе на вектор .

Поворот.

3

поворот

-уметь строить фигуры при повороте на угол

Контрольная работа № 4.

Начальные сведения из стереометрии 6 часов

Многогранники

3

-Уметь изображать многогранники

Тела и поверхности вращения

3

-уметь строить цилиндрические поверхности

 

Повторение 4 ч

Итоговая контрольная работа. 1 час
Работа над ошибками  1 час

 

   
Hosted by uCoz