GISMETEO: Погода по г.Арти

Тема урока:  Физиология питания. Продукты. Питательные вещества.

По тематическому планированию урок №1.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Вид:  Беседа, рассказ.
Форма  - Индивидуальная и групповая работа.
Метод: Объяснительно-иллюстративный.
Межпредметные связи: история, биология, химия.

Цель: Создать условия для формирования понятия рациональное, правильное  питание.
Создать условия для развития познавательной активности, стремления к ведению здорового образа жизни.
Воспитание трудолюбия, жизненной активности, усвоение значимости ЗОЖ.
Наглядные пособия и материалы: Таблицы состава питательных веществ продуктов, карточки  с заданием. Учебное пособие «Кулинария и здоровье».

План урока:
1. Организационный этап. 1-2 мин.
Приветствие.
Присутствие на уроке. Готовность к уроку.
План беседы: Роль питательных веществ в организме человека, содержание их в продуктах питания.
Что такое полноценная пища.
Соблюдение элементарных правил гигиены при приготовлении пищи.
Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Учащиеся должны знать:
- питательные вещества
- продукты по количеству содержания питательных веществ
- понятие «рациональное питание»
- сроки хранения продуктов и готовых блюд
- способы определения качество продуктов.
- правила гигиены
- способы профилактики заболеваний.
уметь:
-применить знания при составлении меню
- анализировать информацию
-пользоваться таблицами по составу питательных веществ.
Применять знания в практической деятельности.

 

Этапы урока

время

Деятельность педагога

Деятельность
Учащихся.

1.

Организационный этап.

1-2 мин.

Приветствие.
Присутствие на уроке. Готовность к уроку.

Подготовка к уроку.

2.

Этап актуализации знаний, подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний.

5 мин.

Вступительное слово учителя.

Ответы учащихся на вопрос учителя.

3.

Этап изучения нового материала.

15 мин.

Рассказ по теме.

Слушают.
Вспоминают
правила.

4.

Этап проверки понимания учащимися нового материала.

20 мин.

Инструктаж.
Раздача таблиц для расчетов.

Практическая работа. Работа в группе.
Задание в карточке.

5.

Этап оценивания.

 

Анализ выполненных работ, корректировка.

Защита соей работы.

6.

Рефлексия.

3 мин.

Подвести итог урока.
Раздать карточки для заполнения.

Инд. работа
по карточке.

2. Этап актуализации знаний, подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний. 5 мин.
Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Что такое еда?
Странный вопрос. Пища. То, что едим. А если отвечать на него более широко, то окажется, что это не совсем просто.
Еда – это грубое слово. Но мы думаем о ней, особенно когда проголодаемся. Все в нас подчинено желудку. Нельзя забывать, что есть – значит жить, значит работать, творить, мыслить.
Еда – одно из главнейших условий существования человека. О месте с жильем, одеждой, окружающей средой.
В то же время еда – результат значительной части труда. Значит, качество еды должно интересовать общество, человека.
еда – это такой вид труда, который непосредственно идет на воспроизведение нового труда.
Еда – топливо, на котором работает наш организм, значит, мы должны разбираться в этом топливе. Знать о нем все с научной точки зрения, быть грамотным на кухне.
Рассуждать о еде – это одно, понимать в еде – это другое; уметь приготовить еду по всем правилам – это третье. А это и оказывается самым сложным. Здесь нужны знания, опыт, смекалка, фантазия и огромное желание накормить вкусно.
С древних времен люди поняли огромное значение пищи в жизни человека. В правильном питании видели они источник здоровья, силы, бодрости, красоты.

3. Этап изучения нового материала. 15 мин.
Задача: Дать учащимся конкретное представление об изучаемом. Первичное обобщение и систематизация новых знаний. Вырабатываются соответствующие умения и навыки.

Пища – это энергетический и стратегический материал для нашего тела. Чтобы человек был здоров, сохранял активность, работоспособность, он должен получить достаточное количество необходимых питательных веществ и к тому же в определенных, выгодных для организма пропорциях.
Человек кроме воды, нуждается в белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах.
Потребность: вода – 2,5 литра
белок – 80-100 г
жиры – 80-100г
углеводы – 400-500г
витамины – 0,2г
минералы 20г (соль 10г)
Нехватка питательных веществ – нежелательное последствие и даже приводит к различным заболеваниям.
Роль питательных веществ состоит в обеспечении организма строительным материалом и энергией, хотя они и выполняют разные функции.
Белковая пища – мясо, рыба, молоко и молочные продукты.
Овощи, фрукты, молоко дают важные витамины и минералы, необходимые организму.
Хлеб, крупы содержат углеводы, которые дают нам энергию.
Организм может накапливать жиры от мяса, молока, сливочного масла и растительного масла и использовать их в дальнейшем для выработки энергии.
Нашему желудку легче переваривать приготовленную пищу, чем сырую. При приготовлении пищи уничтожаются микробы, от которых люди могут заболеть, да и пища долго не хранится.
Существуют разные способы приготовления пищи: варка, жаренье, тушение  и другие.
Для того, чтобы пища приносила наибольшую пользу, нужно соблюдать следующие правила рационального питания:  
-Соблюдать режим питания.                                                         
-Питание должно быть разнообразным.                                                        
-Быть умеренным в еде.
Правильное питание включает в себя умение приготовить приятное на вкус и красиво оформленное блюдо, сохранить в нем питательные вещества и витамины, содержащиеся в используемых продуктах. Все это требует определенных навыков, внимания и порядка, знания основных правил кулинарных операций.

Теория о сбалансированном питании заключается в правильном соотношении основных питательных веществ в зависимости от возраста, трудовой деятельности, условий жизни и индивидуальных особенностях человека, в сбалансированности питания, т е соответствия количества килокалорий, получаемых с продуктами питания, энергозатратам организма, в максимальном разнообразии рациона человека.
Энергетическую ценность питания  определить сложно, т к она зависит от массы тела, уровня двигательной активности ( 40-50ккал на 1 кг веса).

Соотношение между основными компонентами питания распределяются так: 20%-белки, 30%-жиры, 50%-углеводы, минералы, витамины, ферменты, балласт.( 1:1:4, на 1000ккал 25-30г белка, 35-49г жира, 124-137г углеводов)
Низкое качество пищевых продуктов, применение устарелых технологий приготовления пищи, злоупотребление рафинированными продуктами (сахар, белая мука) приводит к недостатку питательных веществ. Он в свою очередь может привести к нарушению физического развития в детском и подростковом возрасте, снижению работоспособности и иммунитета, появлению различных заболеваний.

Избыток питательных веществ, не скомпенсированный физическими нагрузками достаточной интенсивности, тоже не ведет к сохранению здоровья. В 21 веке пора пересмотреть миф об исключительной ценности мяса для сохранения человеческой популяции. Употребление мясной пищи на заре человеческой истории действительно способствовало становлению и выживанию вида. Но теперь, когда нагрузки на организм современного человека не сравнить с теми, которые испытывал наш предок, объективная наша потребность в мясной и жирной пище не так уж велика. Если в организм поступает слишком много животных жиров, происходит изменение состояния сосудов, образуются атеросклеротические бляшки. При избыточном питании жиры накапливаются в депо жировой ткани, что способствует развитию ожирения и сопутствующих ему заболеваний.

Здоровое питание немыслимо без формирования нового отношения к выбору продуктов и их кулинарной обработке, руководствуясь заповедью врачей «не навреди».
Правила сохранения питательных веществ при приготовлении, хранении продуктов мы изучали на уроках.

? ВСПОМНИМ ПРАВИЛА.
Перечисляются продукты и применяемые правила.
(Заслушиваются ответы учащихся.
Корректируются при необходимости.)
В основе системы рационального сбалансированного питания лежит несколько простых правил:
1. Оцените энергозатраты своего организма с точки зрения возраста, пола, физической активности.
- Расчет суточной нормы калорий.
RMR = 655 + (9,6Х вес кг) + (1,8Х рост см) – (4,7Х возраст)
- Эта цифра показывает минимальное количество калорий, нужных организму для поддержания существующего веса.
Сидячий образ жизни     RMR х 1,2
Небольшая активность ( спорт 1-3 дня в неделю) RMR х 1,375
Средняя активность  (3-5 дней) RMR х 1,55
Высокая активность  ( 6-7 дней)  RMR х 1, 725
Очень высокая активность  ( спорт, тренировки, работа) RMR х 1,9
- чтобы сбрасывать 500г жира в неделю, нужно снизить калорийность ежедневного рациона на 500 кал.

2. Нужен разумный, осмысленный подход к тому, что мы едим, в понимании, что особенности питания должны зависеть от физического состояния и образа жизни, в понимании того, что питание должно быть разнообразным – только тогда оно полноценно.

? ВСПОМНИМ:
Правила гигиены для работы на кухне.
Правила гигиены при приготовлении пищи.
Правила безопасного труда на кухне.

(Заслушиваются ответы учащихся.
Корректируются при необходимости.)

Беседа о профилактике пищевых отравлений.
Обсуждается вопрос о сроках хранении продуктов, сроках хранения готовых блюд.
Способы доврачебной помощи при отравлениях.
(Заслушиваются ответы учащихся.)

4. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Задача: установить усвоили или нет учащиеся новый материал через практическое применение.

Практическая работа.  20 мин.
Работа в группе.

1 группа.     
Составить меню:
1. Для учащихся, не занимающихся спортом.  16 лет.
Вес?  Рост ?. (измерить)

2 группа.      
Составить меню:

1. Для учащихся занимающихся спортом. Тренировки 2 раза в неделю.
16 лет.                   Вес? Рост?  (измерить)

5.Этап оценивания работы.
- Оценивание работ, анализ.

6. Рефлексия. 3 мин.
Карточка для заполнения. Индивидуально.

 

Что знала?

Что узнала нового?

Что хочешь узнать по данной теме?

 

 

 

 

Карточка №1

Составить меню:
Для учащихся, не занимающихся спортом.  16 лет.
Вес?  Рост ?. (измерить)

Карточка № 2.

Составить меню:

 Для учащихся занимающихся спортом. Тренировки 2 раза в неделю.

16 лет.                   Вес? Рост?  (измерить)

КИМ  для проверки знаний по окончании курса.

 

 

Параметры/ ФИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать:
-Способы планирования рационального питания.
-Виды продуктов как источник пищевых веществ.
-санитарные требования к помещению.
-санитарные требования к продуктам.
- сроки хранения продуктов.
-способы кулинарной обработки продуктов.
-способы оформления блюд.
- способы заготовки продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь:
-составить меню согласно требованиям.
- приготовить нужное блюдо согласно рецепту.
- сервировать стол.
- планировать свою деятельность на кухне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применить знания на практике:
- оценить значение ЗОЖ.
- найти нужную информацию.
- Разработать проект на данную тему.
- осознавать значимость экологической культуры.
- выполнять правила санитарии и гигиены, ОТ.
- оказать доврачебную помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«5» - знания полные, осознанные, ответы уверенные. Знания применяются на практике, самостоятельность в действиях.
«4» - ответы не полные, дополняются при помощи наводящих вопросов. Применение знаний на практике не уверенное.
«3» - ответы не уверенные, самостоятельности в применении знаний на практике нет.

Рецепты.

Салат «Веснушка»
Продукты: морковь 700г, изюм 90г, майонез 50г, петрушка 2г.
Приготовление:
Морковь натереть на терке, добавить приготовленный изюм, 3 ст.ложки майонеза, 3 ст.ложки измельченной петрушки, одно перо зеленого лука.
перемешать, украсить – морковь, зелень.
Этот салат  дает энергию, согревает организм, особенно зимой, бодрит, тонизирует.

Салат из свеклы.
Крупную красную свеклу натереть на терке. Измельчить и добавить в салат 5 грецких орехов и 4 зубчика чеснока, полить соевым соусом, нежирной сметаной. Подать с зеленью.

Салат «Фруктовая радуга»
Продукты: бананы 150г, киви 150г, клубника 150г. персики 150г, сливки 30г.
Приготовление:
Фрукты очистить, по отдельности измельчить в блендере. Разноцветные фруктовые массы разлить слоями по бокалам, украсить взбитыми сливками и кусочками фруктов.

Суп кабачковый.
Продукты: 1 кабачок 400-600г, 1 ст.л. сливочного масла, 4 зубчика чеснока, 2 моркови, 100 г сметаны. 1,5 л воды.
Приготовление:
Кабачок очисть или вымыть и пропустить через мясорубку, морковь также. продукты соединить, залить горячей водой или бульоном, быстро довести до кипения, добавить измельченный чеснок, соль, сливочное масло. Закрыть посуду крышкой и настоять 115-20 минут. Подать с зеленью и сметаной.

Салат «Рафаэлло»
Продукты: крабовые палочки 100г, сыр плавленый 100г, маслины без косточек 340г, грецкий орех 50г, чеснок 2г, майонез 150г.
Приготовление:
В каждую маслину положить грецкий орех. Натереть сыр, чеснок, заправить все майонезом. Натереть на терке крабовые палочки. Маслины обмакнуть в сырную массу, а затем шарик обвалять в крабовой стружке.

Салат «Ананас»
Продукты: Вареный картофель 600г, соленая сельдь 400г, лук 40г, вареное яйцо (желток) 20г, сметана 50г. масло сливочное 150г, морковь 30г.
Приготовление:
Отварной картофель размять в пюре. Чистое филе сельди пропустить через мясорубку вместе с луком и желтками. Полученную массу соединить с пюре, добавить сметану и перемешать. Сформировать «ананас». нижнюю часть сделать плоской, установить на тарелку. Сливочное масло размять, положить в шприц и нанести «щипы». В центр каждого шипа поместить кусочек моркови. Верх украсить листьями лука. Вокруг выложить дольки лимона и маслин.

Блины «Дарьюшка»
Продукты: мука пшеничная 200г, яйца 3, молоко 600мл, сахар по вкусу. масло сливочное100г.
Начинка: творог 300г, сахар 50г. ванилин, лимонная цедра.
Приготовление:
завести тесто на блины. Испечь. Блин смазать творожной начинкой, посыпать цедрой. свернуть в трубочку, обжарить со всех сторон, уложить на блюдо, оформить шоколадной глазурью.

Баклажаны с помидорами.
Приготовление:
У баклажанов 200г срезать плодоножки, нарезать длинными ломтиками и 0,5 см, смазать яйцом, солью с двух сторон. панировать в муке и обжарить в растительном масле, смазать майонезом, чесноком и зеленью, положить кусочек помидора и свернуть.

Пояснительная записка к уроку.

Урок «Физиология питания» является вводным уроком, так как актуализирует знания учащихся и,  позволяет им,  настроится на серьезную работу по усвоению важного  материала. Здоровый образ жизни, это не только занятия спортом и жизнь без вредных привычек, это и правильное сбалансированное питание, культура питания и потребления. Учащиеся должны это понимать и осознавать ценность знаний о здоровой пище, способах правильной кулинарной обработке продуктов.
Учащиеся приходят на занятие уже смотивированные на изучение темы, поэтому способны воспринимать материал и самостоятельно добывать нужную информацию по теме.
Материал занятия доводится не только через рассказ, беседу,  но и через практические занятия, что закрепляет знания.
Межпредметные связи позволяют понять взаимозависимость разных областей знаний.
Рефлексивная деятельность в конце урока позволяет оценить учащимся свои возможности в применении полученных знаний.

   
Hosted by uCoz