GISMETEO: Погода по г.Арти

Открытый урок
по литературе на  тему
«К. Воробьев «Убиты под Москвой»».

9 класс

Составитель:

Некрасова Наталья Петровна,
учитель первой кв. категории

                                                                                                  

 

с. Поташка
2011 г.


Открытый урок, посвященный  65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Тема: К. Воробьев «Убиты под Москвой».
Цели:
Обучающие: овладение умениями чтения и анализа худ проив и выявл в произ конкретно-истор и общечел содерж.
Равив. Развитие эмоц восприятия повести Конд.,развитее уст.речи;
Воспитывающие:
воспитание ответственного отношения к самому себе,положительной самооценки, глубокого патриотического отношения к Родине.
Вид урока: урок внеклассного чтения.
Тип урока: урок-игра «Умники и умницы».
Методы и формы урока: эвристическая беседа, словарная работа, творческая работа.
Оборудование: ордена и медали для награждения умников, карточки с заданиями, дорожки: красная, желтая, зеленая, гимнастерки и фуражки лейтенантов для агонистов.
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Орфографическая разминка.
3. Турнир красноречия.
4. 1-й агон.
5. 2-й агон.
6. 3-й агон.
7. Финал. Подведение итогов урока.

                         Эпиграф:
Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
А. Т. Твардовский.

Конспект урока.

Уважаемый ареопаг, уважаемые агонисты, зрители, мы начинаем игру «Умники и умницы», в которой за звание Умники и Умницы будут бороться 3 агониста, вышедших в финал.  Наша игра посвящена 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Для игры мы взяли повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой».
Игра начинается с орфографической разминки:

1. …еликая …течественная …ойна
В…теран
…ерой …оссии
М…нумент
Кан…нада
Л…тенант
Генерал(майор)
…ород (герой) Москва

2. Турнир красноречия:
«Нужно ли сегодня говорить о войне?»
Подведение итогов, розыгрыш дорожек.

3. Турнир умников и умниц.

I агон

1. Офицеры.
«Я воевал не винтовкой, а дивизией, лейтенант! - тоже фальцетом крикнул красноармеец и стал по команде «смирно» - Приведите себя в порядок! Как стоите? Я … Воинское звание этого переодетого красноармейца». (Генерал-майор Переверзев).

2.  Курсанты.
«Я не пойду…Не пойду! Зачем я там нужен? Пусть будет так…без меня. Ну что я теперь им…» Но он поглядел на курсантов и понял, что должен идти туда и все видеть. Все видеть, что уже есть и что еще будет… Кто из курсантов и куда не хотел идти?   (Алексей Ястребов не хотел идти смотреть первых убитых в бою).

3.  Маршалы
«Все его существо противилось тому, что происходило – он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души вместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось: пятый месяц немцы безудержно продвигались вперед, к Москве…Это было, конечно, потому что…потому что об этом говорил… Кто говорил об этом?    (…сам Сталин.)

II агон

1. Обстановка.
- Хреном! Вас что, Ястребов, от соски вчера отняли? Алексей сразу не понял смысла сказанного капитаном. О чем идет речь? (О рытье окопов).

2. Место действия.
Где должен был окопаться четвертый взвод?                         
(В северной части деревни, возле заброшенного кладбища за толстой кирпичной стеной, церковью без креста, длинным каменным зданием)

3. Бой.
«Ни тогда, ни позже Алексей не мог понять, почему сапог желтый, короткий, с широким раструбом голенища стоял? Не лежал, не просто валялся, а стоял посередине двора?  Сахарно-бело и невинно-жутко из него высовывалась тонкая, с округлой конечностью кость. Он не, а лишь скользнул краем глаза и понял все, кроме самого главного для него в ту минуту – почему сапог стоит? Когда и где это происходит? (Во время боя в селе).

III агон

1. Чьи это строки…?
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет…   
(А.Т.Твардовский)

2. Числа.
Сколько суток длится действие в повести? (5 суток)

3. Аббревиатуры.
НКВД  (Народный комиссариат внутренних дел)

4. Подведение итогов.

Задания для игры со зрителями.

  • Одновременно с ним к майору шагнули и протянули свои … удостоверения. В каком звании были эти четверо? (Лейтенанты).
  • Тихий сутуловатый человек с большими молящими глазами, курсанты давно знали, что у него катар желудка, и всем казалось, что ему постоянно нехорошо и больно, и всем становилось легче и веселее, когда он уходил. Кто этот офицер? (Политрук Анисимов)
  • …Левая бровь его была удивленно вскинута, а глаза осмысленно глядели в сумрак дыры. Он часто и слабо икал, выталкивая языком сквозь белеющие зубы розовую пену, и правой рукой, откинутой далеко в сторону, зажимал пучок клевера. Все это Алексей вобрал в один короткий обыскивающий взгляд…Чью гибель видит Алексей Ястребов?  (Капитана Рюмина)
  • «Тогда-то и открылось Алексею его собственное поведение, и, увидя себя со стороны, он сразу же принял последнее предложение курсанта – самих себя, но еще до этого мига его пронизала мысль: «А что же я сам? Я ведь об этом не думал! А может, думал, но только не запомнил того? Что сказал бы я Рюмину перед его пистолетом? То же, что этот курсант? Нет! Это было бы неправдой! Я ни о чем не думал! Нет, думал! О роте, о своем взводе, о нем, Рюмине. И больше всего о себе… Но о себе не я думал! То все возникало без меня, и я не хочу этого! Не хочу!»  (В воронке, когда смалодушничал)
  • «Он лежал и с протяжным нутряным воем втягивал в себя воздух. На каждый вдох и выдох приходился удар сердца, болью отдававшийся во лбу и пальцах рук. Он забыл все, что с ним произошло, и не знал, где находится. Телу ничего не хотелось, кроме одного – дышать, и он продолжал захлебно сосать из шинели воздух, пропахший потом, ружейным маслом и керосином.»  (Когда его засыпало в могиле…)
  • КП (командный пункт), ТТ (
  • В котором часу начался первый для Алексея бой? (В девятом часу)
  • В какое время суток было атаковано село? (Рюмин назначил атаку на 2 часа ночи)
  • Кто вел роту на фронт? Звание?  (Капитан Рюмин)
  • Назовите лейтенантов, которые командовали ротами.

         (1 – Клочков, 2 – Рюмин, 3 – Гуляев, 4 – Ястребов)

  • Как называлась рота курсантов? (Кремлевские)
  • Где-то там жил фронт. Здесь же, позади рва, были всего-навсего дальние подступы… Продолжите фразу, хотя примерно. (…к Москве, так называемый четвертый эшелон.)
Подведение итогов.
   
Hosted by uCoz