GISMETEO: Погода по г.Арти

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»

 

Модульный урок
 по теме «Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»
Класс 6

 

Автор: Некрасова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы, I  кв. к.


 

 

с. Поташка
2010 год

Русский  язык.  6  класс.

 

Тема: Повторение  и  обобщение  по  теме  «Имя  существительное».

Цели:  обобщить  знания  учащихся  о  значении,                      морфологических  признаках, синтаксической  роли  имени  существительного;
закрепить  правописание  изученных  орфограмм, развивать  орфографическую  зоркость;
продолжить  работу  по  развитию  монологической  речи  учащихся.
Вид  урока:  урок  обобщения  и  систематизации  изученного       материала.
Тип  урока:  модульный  урок.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.  -  Как  называется  раздел  науки  о  языке, который  изучает  части  речи?
(Морфология).
- В  центре  внимания  нашего  урока – морфология.
- На  какие  группы  делятся  части  речи  по  словоформе?
(Склоняемые, спрягаемые, неизменяемые).
- Пишем  словарный  диктант, распределяя  слова  по  колонкам  таблицы.

Склоняемые

Неизменяемые

Спрягаемые

 

 

 

Активный,  честный, пришел, грустно, пробираться,  рассчитывать, честь, предлог, авторитет, нравственно, мало-помалу, по-видимому, систематизировать.
- Какие  части  речи  вы  записали  в  первую  колонку?
(Имя  существительное  и  прилагательное).
- Тема  нашего  урока: «Имя  существительное».
- А  каковы  цели  урока?
2.Повторение имени существительного.
- Работа с таблицей, сообщения учащихся:
а) значение, морфологические признаки имен существительных;
б) род имен существительных;
в) склонение имен существительных;
г) падеж, число имен существительных;
д) синтаксическая роль имен существительных;
учащиеся на местах и один у доски заполняют таблицу, затем проверяют с учителем.

II. Практическая работа.

  Очень важным является написание существительных.
- Какие орфограммы вам встретились при повторении имени существительного?
- Начнем практическую работу с повторения суффиксов.
1. Заполните кроссворд:
По вертикали получится УМНИЦА.
-Какую орфограмму иллюстрирует этот кроссворд? Скажите правило.
2. Суффиксы –ек, -ик.
«Спящий опрос»: сыночек, подарочек, носик, василечек, кирпичик, ларчик, карандашик, орешек, ключик.
Расскажите правило, которое вы применили при написании существительных.
- Теперь обратимся к корню пол- и полу-.
Когда эти корни пишутся через дефис, а когда слитно?
Словарный диктант по вариантам: 1 – слитно, 2 – через дефис.
Отсутствовать полгода, скосить пол-луга, отработать полсмены, исходить пол-России, купить полукеды, объехать пол-Европы, выйти в полуфинал, отстать на пол-очка, полчайной ложечки, перерыв в пол-одиннадцатого, встать в полтретьего, пол-ложки меда.
- А не допустила ли я ошибки при составлении диктанта по теме урока?
3. Правописание частицы НЕ с именами существительными.
Аукцион: кто больше запишет синонимов к данным существительным с НЕ.
Враг(неприятель, недруг), вымысел (небылица), грубый, невоспитанный человек (невежа), постоянные неудачи (невезение), малообразованный человек (невежда), тяжелое переживание (невзгоды), нечто редкостное, необычайное (невидаль), невидимое существо (невидимка), рассеянность, отсутствие внимания (невнимательность), раб, пленник (невольник), возмущение, крайнее недовольство (негодование),то же, что и болезнь (нездоровье, немочь, недомогание), неудачное стечение обстоятельств (незадача), разговорное название скорой помощи (неотложка).
- какие из этих существительных без не не употребляются, какие  могут писаться слитно и раздельно, в каких случаях?

III. Роль имен существительных в речи.

1. Прослушайте сообщения учащихся:
1) о художественной выразительности существительных в произведениях А.С.Пушкина;
2) о метафоре;
3) о синонимии.
2. Подберите синонимы к слову ГЛАЗА (очи, зеницы, шары, гляделки…)
3. Выпишите из предложенных предложений синонимический ряд.    (Партизаны, часовой, бойца, солдат, фронтовики, воины)
4. Допишите сами, используя слова-синонимы, следующие строки. ( Путь, дороги, перекресток, стезею, тропою).

 IV.   Подведение итогов, домашнее задание. 

Приложение.

Карточка для учащихся
Тема: «Повторение  и  обобщение  по  теме  «Имя  существительное». 
Цели  урока: обобщить  знания    о  значении,  морфологических  признаках, синтаксической  роли  имени  существительного;
           закрепить  правописание  изученных  орфограмм, развивать  орфографическую  зоркость;
способствовать  развитию  монологической  речи учащихся.
Ход  урока.

Содержание  и цели

Задания  для  самостоятельной работы

Приме
чание
 

Само оценка

1.Повторение частей речи:  неизменяемых,  склоняемых и спрягаемых

1. Как  называется раздел  науки  о  языке,  который  изучает  части речи?
На  какие  группы  делятся  части речи  по  словоформе?

2. Пишем  выборочный  диктант


Склоняемые.

Спрягаемые

Неизменяе мые

 

Если
затруд- няетесь,
посмотрите в учебнике
«Русский язык.
6 класс».

 

2.Повторение имени существительного (теория)

 

1.Рассмотрите таблицу


Значения

Морфологи ческие
признаки

Синтакси ческая
роль

 

Пос  непос то   тоян
янные ные

 

2.Заполните таблицу вслед за сообщениями учащихся.

Молодцы! Вы достаточно внимательны, и мы можем переходить к практической работе. Желаю успеха!

1.Работаем
самостоя -тельно в тетрадях
или в словарях.
2.Сверяем с записями
на доске и исправляем ошибки.

 

 

3.Практическая часть:
1.Правописание суффиксов существитель -ных.

 

1.Заполняем кроссворд.
1) рабочий, производящий погрузку и выгрузку;
2) лицо, которое снимает или арендует помещение;
3) тот, кто занимается разноской или доставкой чего-либо;
4) рабочий, специалист по прокатке;
5) работник, обслуживающий прицеп;
6) рабочий, наблюдающий за исправностью и действием фонарей.
Кто правильно заполнит кроссворд, тот прочтет в вертикальной строке свою оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-какое правило иллюстрирует этот кроссворд?

2. «Спящий опрос»:  положите руки на парту, а голову на руки: если в суффиксе пишется –е-, то голову не поднимаем («спим»), если и , то -поднимаем  («просыпаемся»).

 

 

1.Работаем на листе только простым карандашом.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Если затрудня -етесь, обсудите в парах, найдите правило в словаре или в учебнике стр.
87.

 

2.Правописание корней пол- и полу- с именами существитель ными.

 

 

 

 

3.Правописание не с именами существитель ными

.Когда слова с корнем пол- и полу- пишутся слитно, когда через дефис?
1.Диктант по вариантам:

 Вариант 1 – слитно.
Вариант 2- через дефис.

 

 

Когда не с существительными
пишется слитно, а когда – раздельно?

2.Аукцион: запишите синонимы – существительные с приставкой не к следующим словам:
Враг; вымысел; грубый, невоспитанный человек; постоянные неудачи; малообразованный человек; тяжелое переживание; нечто редкостное, необычайное; невидимое существо; рассеянность; раб, пленник; возмущение, крайнее недовольство; то же самое,что и болезнь; неудачное стечение обстоятельств; разговорное название скорой помощи.

Какой еще случай написания существительных с не мы не проиллюстрировали? Приведите примеры.

Правило в учебнике на странице 73.

Проверяем в
парах, если затрудняе-тесь, обратитесь к учителю. 

Правило на странице 65.

 

Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателями становится тот, кто предложит более высокую цену.

Внимание!
Лучший получит приз!

 

 

 

4.Роль существитель-         
ных в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 1.   Прослушайте сообщения:
а). о метафоре;
б). о синонимии;
в).  о художественной выразительности существительных в творчестве А.С.Пушкина.

2.Подберите синонимы к слову глаза.

3.Выпишите из предложенных предложений синонимический ряд.

 1) Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы.
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой … .
А.Софронов     
2) Он знал, что где-то недалече,
Быть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский …
С.Михалков
3) И просторно и радостно                      На душе у  …
От такого хорошего
От ее письмеца.
М.Исаковский 
4) Соловьи,соловьи,не тревожьте …,
Пусть …  немного поспят.
В.Соловьев-Седой
5) … , наденьте ордена!
6) Я убит подо Ржевом,                 Тот еще под Москвой,
Где-то, … , где вы,
Кто остался живой?
А.Твардовский
4. Допишите сами, используя слова-синонимы, следующие строки.

Посмотри на этих бойцов –
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный … им пришлось пройти.
Е.Агронович.
Эх, …  …
Пыль да туман,
Холода ,тревоги,
Да степной бурьян.
Л.Ошанин.

На  тот  большак, …,
Уже не надо больше мне ходить.
(Из песни)
…  правды смело иди.

 

…  тайной меж берез
Спешили дебрями густыми,
И каждый за плечами нес
Винтовку с пулями литыми.
А.Софронов.

Итак, мы повторили имя существительное. Вы молодцы! Хорошо поработали! Спасибо за урок!

 

Готовиться к тесту по теме урока.

 

 

Основные положения запишите в словарь.
Выполняем в тетради:
Глаза - ...

 

Задание посложнее! Будьте внимательны!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите домашнее задание в дневники!

 

 

   
Hosted by uCoz