GISMETEO: Погода по г.Арти

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»

Интеллектуальная игра, посвященная 200-летию Н.В.Гоголя

Автор: Некрасова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы, I  кв. к.


с. Поташка
2010 год

«Какая поэзия! Какая  чувствительность!..»  
Интеллектуальная игра.

 Цели:

  • Учить применять знания, умения в необычной ситуации интеллектуальной игры.

  • Развивать навыки самостоятельной работы учащихся по анализу произведения в группах.

  • Воспитывать заинтересованность в осознанном чтении произведений писателя

4. Развивать коммуникативные умения.
5. Развивать творческие способности и креативность учащихся.

Оборудование.  Портрет Н.В.Гоголя; выставка    книг  «Вечера на хуторе близ Диканьки» в различных изданиях;  карточки с заданиями; рисунки учащихся по произведению.

Подготовка к игре.  За 2 недели до игры учащимся было дано задание прочитать «Вечера…», приготовить иллюстрации.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.

Летом 1831 года в типографию Министерства просвещения зашел щеголевато одетый молодой человек. Наборщики, заметив его, начали весело фыркать и улыбаться. Молодой человек удивился такому приему, но ему пояснили, что «штучки», присланные им в типографию для печатания, до «чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву». «Штучки» эти были повестями первой книги «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а молодым человеком сам автор – Н.В.Гоголь. Об этом он тогда же рассказал своему другу Пушкину в письме, которое закончил словами, что стал писателем совершенно во вкусе простого народа.
При выходе в свет «Вечеров…» Гоголю было всего 22 года. Он полон веры в свое литературное предназначение, жизненной энергии, лукавого задора. Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» сразу привлекла к себе общее внимание и положила начало славе Гоголя. А.С.Пушкин писал о ней: «Сейчас прочел «Вечера….». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился».
 Эпиграфом к уроку я взяла слова В.Г.Белинского: «Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов, обольстительного, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя. Это была поэзия юная, благоуханная, роскошная, упоительная…»
- Как вы понимаете «оригинального, типичного»?
(Да, действительно, подлинного, настоящего или непохожего на других, своеобразного. А типичного – значит содержащего характерные черты какой-нибудь группы людей).

    - Всем ли понятно выражение в «поэтических грезах»?
Давайте подумаем вместе: «поэтическое» образовано от слова поэзия и вам сразу вспомнилось: стихи! Правильно! Но есть еще одно значение этого слова. Это изящество чего-нибудь, возбуждающее чувство очарования! А грезы? Да, это мечты, часто призрачные.
     - Под чьим именем Гоголь издал эти повести? Что означает слово «псевдоним», написанное на доске? А как вы думаете, для чего писатель взял псевдоним?

( Неправда ли, у вас не возникло сомнений, что рассказчиком необыкновенных историй был  действительно пасичник, а не талантливый писатель). Давайте сейчас вместе перелистаем «Вечера…» и вместе почитаем,  посоревнуемся, кто внимательней прочитал повести Н.В.Гоголя.

Работать мы будем в командам, которые вы сейчас создадите сами, вытянув карточки, на которых написан персонаж из какой-либо повести.  Персонажи одной повести и есть ваша команда.
- Начинаем наш интеллектуальный поединок.

     1.  Перечислите повести, которые входят в первую часть «Вечеров…», а какие – во вторую?

Первая часть:
Предисловие.
«Сорочинская ярмарка».
«Вечер накануне Ивана Купала»
«Майская ночь, или Утопленница».
«Пропавшая грамота».

Вторая часть:
Предисловие.
«Ночь перед Рождеством».
«Страшная месть».
Иван Федорович Шпонька и его тетушка»

«Заколдованное место».

2. Викторина по сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки».

 Какая повесть начинается так:

1.«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!»
(«Сорочинская ярмарка»)
2. «Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда утомленные дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем».
(«Майская ночь, или утопленница»)
3. «Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да что вы думаете? Право, скучно рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз».                                              
«Заколдованное место»

Какая повесть так заканчивается:

1. «Так вот как морочит нечистая сила человека! Я знаю хорошо эту землю: после того нанимали ее у батька под баштан соседние козаки. Земля славная! И урожай всегда бывал на диво; но на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец…черт знает что такое!».
( «Заколдованное место»)
2. «…на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал
Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках  дитя, подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка  кака намалевана!» - и дитя, удерживая слезенки, косилось на  картину и жалось к груди матери».
 ( «Майская ночь, или утопленница»)
3. «И через несколько минут все уже уснуло на селе; один только месяц так же блистательно чудно плыл в необъятных пустынях украинского неба. Так же торжественно  дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: все погрузилось в сон. Изредка только перерывалось молчание лаем собак, и долго еще пьяный Каленик шатался по уснувшим улицам, отыскивая свою хату».
(«Ночь перед Рождеством».)

 Чей это портрет?   Блиц – опрос.

1. О ком говорит писатель: «Тут села она на лавку и снова взглянула в зеркальце и стала поправлять на голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое чувство самодовольства выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах»?
(Оксана)

2. «Окно тихо отворилось, и та же самая головка, которой отражение видел он в пруде, выглянула, внимательно прислушалась к песне. Длинные ресницы ее были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца; но как чудна, как прекрасна! Она засмеялась…Левко вздрогнул.
(Панночка – утопленница)

3. «Нет, хороша я! Ах как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он зацелует меня насмерть!».     (Оксана)

4. «…Несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно незаметно, и казалось – винокуренная кадь двигалась по улице. «Он сидел на полу по-турецки перед небольшою кадушкою, на которой стояла миска с галушками. Эта миска стояла, как нарочно, наравне с его ртом. Не подвинувшись ни одним пальцем, он наклонил слегка голову к миске и хлебал жижу, схватывая по временам зубами галушку».                  
( Пузатый Пацюк)

5. «…имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Однако ж она умела так причаровывать к себе самых степенных козаков…».               (Солоха)

6. «…проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы и потом снова в трубу, висевшая у него на перевязи при боку ладанка, в которую он спрятал украденный месяц, как-то нечаянно зацепившись в печке, растворилась, и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел в трубу…   (Черт)

3. Переведи с украинского.

Бублик – круглый крендель, баранка.
Горлица – танец.
Дивчина – девушка.
Жинка – жена.
Кожух – тулуп.
Люлька – трубка.
Парубок – парень, юноша.
Левада – усадьба.
Пекло – ад.
Черевики – башмаки.
Свитка – род полукафтанья, одежда.
Цибуля – лук.
Хлопец – мальчик.
Сопилка – свирель.
Смалец – бараний жир.
Швец – сапожник.
Пищик – пищалка, дудка, небольшая свирель.
Кухоль – глиняная кружка.

4. «Черный ящик» - кому принадлежат эти вещи.

Черевички  - Оксане
Котел с мусором - деду
Метла  - Солохе
Вывороченный тулуп – парубкам
Вареники - Пацюку
Мешки  - Вакуле
Зеркальце – Оксане

5. Конкурс «Живая картинка»

Проиллюстрируйте данный эпизод без слов, а зрители должны угадать и рассказать о чем идет речь.

Хоровод придвинулся к нему ближе. Послышались голоса.
- Давайте в ворона, давайте играть в ворона! – зашумели все, будто приречный тростник, тронутый в тихий час сумерек воздушными устами ветра.
- Кому же быть вороном?
Кинули жребий – и одна девушка вышла из толпы. …
Нет, не хочу я быть вороном!  - сказала девушка, изнемогая от усталости.- Мне жалко отнимать цыпленка у бедной матери!
- Кто же будет вороном?
Девушки снова собрались бросить жребий.
- Я буду вороном! – вызвалась одна из девушек.
Левко стал пристально вглядываться в лицо ей. Скоро и смело гналась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву. Вдруг раздался крик: ворон бросился на одну девушку, схватил ее, и Левку показалось, будто у нее выпустились когти и на лице ее сверкнула злобная радость.
- Ведьма! – сказал он, вдруг указав на нее пальцем.
Панночка засмеялась, и девушки с криком увели за собою представлявшую ворону.
- Чем наградить тебя, парубок? Я знаю, тебе не золото нужно: ты любишь Ганну; но суровый отец мешает тебе жениться на ней. Он теперь не помешает; возьми, отдай ему эту записку.   

Конкурс «Живая картинка»

Проиллюстрируйте данный эпизод без слов, а зрители должны угадать и рассказать о чем идет речь.

Кузнец остановился с своими мешками. Ему почудился в толпе девушек голос и тоненький смех Оксаны. Все жилки в нем вздрогнули; бросивши на землю мешки …, побрел он с маленьким мешком на плечах вместе с толпою парубков, шедших следом за девичьей толпою, между которою ему послышался голос Оксаны.
А, Вакула, ты тут! Здравствуй! – сказала красавица с той же усмешкой, которая чуть не сводила с ума Вакулу. Ну, много наколядовал? Э,какой маленький мешок! А черевики, которые носит царица, достал? Достань черевики, выйду замуж! – И, засмеявшись, убежала с толпою.
Как вкопанный стоял кузнец на одном месте.


Конкурс «Живая картинка»
                                                                                                                
Проиллюстрируйте данный эпизод без слов, а зрители должны угадать и рассказать о чем идет речь.

Тут заметил Вакула, что  ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его и глаза невольно устремились на эти кушанья. «Посмотрим,- говорил он сам себе,- как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану».
Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснулся из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя принимал он труд только жевать и проглатывать.

6.  Николай Васильевич Гоголь очень любил использовать гиперболы и сравнения. Найдите в прочитанной вами повести примеры гипербол и сравнений. Определите их роль в тексте.

(Редкая птица долетит до середины Днепра»,  «Миллион козацких шапок высыпал на площадь»,  «Козаки наши ехали бы, может, и далее, если бы не обволокло всего неба ночью, словно черным рядном, и в поле стало так же темно, как под овчинным тулупом»).
- Вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра, мы ближе познакомились с Н.В.Гоголем и его бессмертным творением «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Жюри подводит итоги и награждает победителей.

   
Hosted by uCoz