Методическая разработка урока ОРКиСЭ «Основы мировой религиозных культур».
Автор: Попова Р.М. учитель МХК и ОРКиСЭ
МОУ «Поташкинская средняя общеобразовательная школа».
Первая квалификационная категория.
Паломничества и святыни.
5 класс Урок № 22
Пояснительная записка.
Урок «Паломничества и святыни» является занятием ознакомления с новым материалом. Этот урок дает возможность поэтапному накоплению и систематизации знаний о религиозных традициях и обычаях народов мира. На занятии используются такие виды деятельности, как: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации. На уроке используются элементы информационно-коммуникационных технологий (слайдовая презентация, включающая изображения святынь различных религий) как требование современной методики, ориентированной на интересы и возможности учащихся, дающей возможность оптимизации процесса обучения.
Цель:
Создать условия для формирования духовных ценностей, уважительного отношения к вере и взглядам других народов на основе содержания данного урока.
Задачи:
- Приобщение учащихся к целостному взгляду на окружающий мир.
- Развитие информационной компетентности учащихся на основе включения новых слов и понятий в собственный словарный запас.
- Формирование умений и навыков восприятия культуры различных народов.
- Развитие эмоциональной отзывчивости, к окружающей действительности, через понимание отношения к ней наших предков.
№ |
Этапы урока |
Время |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент. Мотивация |
2 мин. |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. |
Приветствие учителя |
2. |
Сообщение темы урока. |
4 мин. |
Обсуждение с учащимися темы урока. |
Запись в тетради темы урока. Рассуждают над понятием «паломничество». |
3. |
Изучение нового материала. |
25мин. |
Рассказ с использованием слайдовой презентации. |
Рассматривают изображения основных святынь различных религий. Отвечают на вопросы. Работа с текстом. Запись в тетрадь терминов и понятий. |
4. |
Самостоятельная работа. |
5 мин. |
Предлагается заполнить таблицу. |
Заполняют таблицу названиями святынь и мест паломничества различных религий, опираясь на текст учебника.
Закрепление основных понятий урока. |
5. |
Актуализация знаний. |
4мин. |
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. |
|
6. |
Рефлексия. |
3мин. |
|
Выполняют работу в форме синквейна. |
7. |
Итог урока. |
2 мин. |
Заключительное слово. |
Записывают домашнее задание. |
Ход урока.
1.Орг. момент.
Слайд 1
2. Тема нашего урока «Паломничества и святыни».
Обсуждение с учащимися темы урока:
- Как вы понимает тему урока?
- Какие слова вам непонятны?
3. Сегодня на уроке нам предстоит узнать:
Слайд 2
- Давайте вместе попробуем дать определение слову «паломничество». У каждого народа есть святые места, куда идут и едут люди со своими просьбами и печалями, с надеждой исцеления и благодарностью Всевышнему. Во многих религиях мира важную роль играет паломничество.
Слайд 3
Записывают определение в тетрадь.
У каждого народа есть святыня, которой они поклоняются - реликвия.
Слайд 4
Записывают определение в тетрадь.
Слайд 5
В христианстве паломничество возникло на самом раннем этапе его истории. Главным объектом паломничества было место захоронения Иисуса Христа - Гроб Господень в Иерусалиме, который носит название Храм Гроба Господня. Но понятие святыни распространялось также и на другие местности, связанные с жизнью и смертью Иисуса. Поэтому для христиан стал священным и сам город Иерусалим, и Вифлеем, где родился Иисус, и другие места. Вся территория Иерусалима носит название Святой земли. Центрами паломничества многих христиан стали и другие места в мире. Обычно это те места, где находится какая – либо реликвия. Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные с жизнью Иисуса: части креста, на котором он был распят, его одежда, саван, в который он был завернут после смерти. Кроме того, святыми считаются мощи.
-Что такое мощи?
Мощи – это останки тел умерших людей. Верующие люди поклоняются мощам тех, кто был известен своей праведной жизнью и поэтому признан Христианской церковью святыми. Обычай поклоняться им стал для христиан традиционным. Паломничества могут совершаться и к иконам.
У нас на Урале также есть всемирно известные места паломничеств.
Слайд 6,7.
Верхотурье — это небольшой город в Свердловской области, расположенный в 300 –х километрах от Екатеринбурга, который насчитывает больше 400 лет истории. Здесь находятся 2 уникальных монастыря — мужской и женский, а также десятки церквей и храмов. Сегодня Верхотурье является духовным центром Урала и России, куда стекаются православные паломники, а также многие из тех, кто интересуется отечественной историей. Для всех желающих проводятся экскурсии по городу и монастырям Верхотурья, а также организуются паломнические поездки.
Село Меркушино.
Меркушино находится в 50 километрах от Верхотурья. Именно здесь гроб святого Симеона Верхотурского вышел из земли. Здесь жил и умер Праведник Симеон. И на том месте, где когда-то была его могила, теперь бьет источник. Сюда приходят тысячи паломников. Верующие убеждены, что здесь происходят чудесные исцеления от душевных и телесных недугов. Сегодня Меркушинские храмы, долгое время находившиеся в запустении, восстанавливаются.
Слайд 8.
Паломничество в исламе. Для мусульман чрезвычайно важно паломничество в город Мекку-Хадж (Записывают определение в тетрадь).Он считается одним из столпов мусульманской веры. В определенное время в священной для всех мусульман Мекке собираются несколько иллионов верующих со всего мира, которые в знак равенства и приближения к Богу одеваются в куски белой материи и совершают совместно ритуалы паломничества. Именно в Мекке находится главная святыня мусульман – Храм Кааб.
Дети читают информацию слайда.
Кааб является начальным и конечным пунктом посещения во время хаджа. Паломники 7 раз обходят вокруг этого храма, имитируя движения ангелов вокруг Всевышнего. После утверждения ислама в Аравии вокруг Каабы выросла огромная мечеть, называемая «Запретной» («Священной»). Большая ее часть находится под открытым небом. «Лучезарная Медина» - второй по святости город мусульман. Здесь похоронен пророк Мухаммад. Гробница Мухаммад располагается в Мечети пророка в Медине. Эта мечеть была построена около дома Мухаммада, а позднее дом стал частью мечети. Ныне Мечеть пророка - одна из крупнейших в мире, в ней могут одновременно молиться до 700 тысяч человек. Многие паломники посещают ее после выполнения всех обрядов хаджа. Третья по значимости святыня ислама находится в Иерусалиме. Это целый комплекс сооружений. Он включает величественный храм, который называется «Купол Скалы» (Куббаас-Сахра).
Слайд 9.
Паломничества в иудаизме.
Работа с текстом (стр.61 учебника «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглов, Е.В. Саплина)
Слайд 10.
Паломничества в буддизме (накхор) (Записывают определение в тетрадь) начались с поклонения останкам Будды, которые, как вы помните, были разделены на 8 частей и помещены в специальные ступы. Они могут совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет с целью очиститься от мирской скверны, накопить «заслуги» на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святости священного предмета или святого места. Наиболее священными в буддизме являются 4 места, где произошли основные события жизни Будды: место, где он родился; где к нему пришло просветление; где он произнес первую проповедь; и, наконец, место, где он умер. Но в целом в буддизме паломничества играют меньшую роль, чем в других религиях. .
4. Самостоятельная работа.
Сейчас я попрошу заполнить таблицу названиями святых мест паломничества различных религий, опираясь на текст учебника.
Православная культура |
Исламская культура |
Буддийская культура |
Иудейская культура |
|
|
|
|
5. Подведение итогов урока.
-Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Почему Иерусалим называют городом трех религий?
-Какие святыни показались вам наиболее интересными? Необычными?
6. Слайд 11.
Рефлексия: Составьте синквейн к слову «паломничество» или «святые места».
7. Слайд 12.
Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке.
Записывают домашнее задание: выполнить рисунок святыни, которая показались вам наиболее интересной
Слайд 13.
Урок окончен, спасибо за работу.
презентация
Литература:
1. Беглова А.Л.. «Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы Москва «Просвещение» 2010.
2. Зашихин Е. С. «На государственной дороге». Екатеринбург: И Д «Сократ». 2000
3. Сахаров А.Н. «История религии». Москва. «Русское слово». Екатеринбург. «Форум-книга». 2007
4. Тишкова В.А. «Книга для учителя». Москва. «Просвещение». 2010.
Приложение.
Синквейн.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна . На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из 3-5 слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпритацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.