|
КАК НАДО ЧИТАТЬ КНИГУ
-
Читай медленно, не спеши.
-
При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.
-
Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.
-
Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.
-
Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.
-
После прочтения книги обдумай ее содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.
КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ
-
Читай газету или журнал каждый день. Из них ты узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом.
-
Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.
-
Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней самое главное. Чему новому она учит?
-
Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре.
-
При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.
-
Делись с товарищами о прочитанной газете или журнале.
МАТЕМАТИКА
Алгоритм работы над задачей
-
Прочитай текст задачи по частям.
-
Составь графическую схему.
-
Составь выражение.
-
Найди результат.
-
Проверь решение и запиши ответ.
РУССКИЙ ЯЗЫК
КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-
Обязательно проведи работу над ошибками, которые ты допустил при выполнении предыдущего письменного домашнего задания. Используй памятку по работе над ошибками.
-
Повтори правило, которое ты забыл.
-
Повтори заданное правило.
-
Придумай свои примеры, запиши их. Проверь, правильно ли ты записал слова, применяя это правило.
-
Внимательно прочитай задание к упражнению.
-
Подумай, что будешь выполнять сначала, а что потом.
-
Внимательно прочитай все упражнение.
-
Устно выполни задание к нему.
-
Аккуратно выполни упражнение письменно.
-
Внимательно проверь свою работу.
Алгоритм работы над орфографией
(решение орфографической задачи)
-
Увидеть орфограмму в слове.
-
Определить, проверяемая она или нет. И если да, то к какой грамматико-орфографической теме она относится, вспомнить правило.
-
Определить способ решения данной задачи в зависимости от вида орфограммы.
-
Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи.
-
Решить задачу, т.е. выполнить последовательность действий по намеченному алгоритму.
-
Написать слово и осуществить самопроверку.
ОПИСАНИЕ СЮЖЕТНОГО РИСУНКА
(изображено несколько персонажей)
-
Кто изображен на рисунке?
-
Что он делает?
-
Что делает первый персонаж?
-
Как он это делает? С каким настроением?
-
О чем он думает, говорит, поет?
-
В какой позе он нарисован?
-
Какое у него лицо?
-
Его возраст.
-
Какое у него настроение? Какой характер?
-
Во что он одет, какого цвета у него одежда?
-
Что делает второй персонаж?
-
Как он это делает, с каким настроением?
-
О чем он думает, говорит, поет?
-
В какой позе он нарисован?
-
Какое у него лицо?
-
Его возраст.
-
Какое у него настроение, какой характер?
-
Во что он одет, какого цвета его одежда?
-
Твое отношение к этому персонажу (нравится ли он тебе ,хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
-
Где находятся персонажи?
-
Какое время года изображено на рисунке?
-
Что нарисовано ближе к тебе?
-
Что находится в центре картинки?
-
Что ты видишь на заднем плане?
-
Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…)?
-
Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно смотреть на нее…).
-
О чем ты думаешь, глядя на этот рисунок?
ОПИСАНИЕ СЮЖЕТНОГО РИСУНКА
(изображен один предмет)
-
Кто изображен на рисунке?
-
Что он делает?
-
Как он это делает, с каким настроением?
-
О чем он думает, говорит, поет?
-
В какой позе он нарисован?
-
Какое у него лицо?
-
Его возраст.
-
Какое у него настроение? Какой характер?
-
Во что он одет, какого цвета у него одежда?
-
Где находится этот персонаж?
-
Какое время года изображено на рисунке?
-
Что нарисовано ближе к тебе?
-
Что находится в центре картинки?
-
Что ты видишь на заднем плане?
-
Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…)?
-
Твое отношение к этому персонажу (нравится ли он тебе ,хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться…).
-
Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно смотреть на нее…).
-
О чем ты думаешь, глядя на этот рисунок?
ПОРТРЕТНОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА
-
Кто (какой сказочный персонаж) изображен на рисунке?
-
Из какой он сказки?
-
Что он делает, его поза?
-
Его возраст.
-
Какое у него лицо?
-
Какое у него настроение? Какой характер?
-
Во что он одет, какого цвета у него одежда?
-
Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане?
-
Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…)?
-
Твое отношение к этому персонажу (нравится ли он тебе ,хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться…).
-
Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно смотреть на нее…).
РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
СТИХОТВОРЕНИЕ
-
Как называется стихотворение? Кто его автор?
-
Прочитай стихотворение. О чем оно?
-
Какие чувства автора выражены в нем?
-
Какими словами автору удалось выразить свои чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
-
Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
-
Приготовься передать выразительным чтением авторские чувства: выдели логические ударения, расставь логические паузы, определи интонацию чтения. Поупражняйся в выразительном чтении.
РАССКАЗ
-
Как называется рассказ? Кто его автор?
-
Прочитай рассказ .Какие действия происходят в нем и когда?
-
Назови действующие лица. Что ты о них узнал? Что случилось с героями? Какие поступки они совершили и как себя вели? Объясни поступки и поведение героев. Кто из действующих лиц понравился и чем именно?
-
О чем ты думал, читая рассказ?
БАСНИ
-
Как называется басня? Кто ее автор?
-
Прочитай басню. Какие события в ней описываются?
-
Кто действует в басне?
-
Какими показаны герои в басне? Прочитай, как описывает их автор.
-
Что обсуждается в басне? Какова ее мораль?
-
Прочитай, как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным в басне.
-
Что должен понять читатель из этой басни?
-
Подготовься к выразительному чтению басни и чтению по ролям.
СТАТЬЯ
-
Запомни, как называется статья и кто ее автор.
-
Прочитай статью. Какие слова и выражения тебе непонятны? Выясни их значение.
-
О ком или о чем эта статья?
-
О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
-
Раздели статью на две части. Выдели главное в каждой части. Озаглавь части. Составь план.
-
Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
-
Что нового ты узнал из прочитанного?
КАК ГОТОВИТЬ ЗАДАНИЕ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ
-
Рассмотри внимательно обложку или титульный лист книги.
-
Прочитай фамилию автора, название книги, издательство.
-
Прочитай предисловие или вступление.
-
Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые ты хотел бы прочитать своим товарищам.
-
Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
-
Запиши о прочитанной книги в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.
-
Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, ее заглавие, фамилию художника-иллюстратора ,название издательства, количество страниц. На обратной стороне напиши, почему ты советуешь прочитать ее своим товарищам.
КАК НАЙТИ НУЖНУЮ КНИГУ В БИБЛИОТЕКЕ
-
Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.
-
Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки и к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу.
-
Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги. Найди книги данного автора. Найди среди них нужную тебе книгу.
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА
-
Внимательно прочти в дневнике задание на дом.
-
Громко прочти весь рассказ. Обращай внимание на правильное произношение слов. Разбери непонятные слова, выражения. Понижай голос в конце предложения. Делай паузы. Внимательно прочитай еще раз рассказ. Старайся усвоить его содержание.
-
Расскажи рассказ по плану. Обдумай заранее, как ты изложишь главные части. Чем закончишь рассказ? Какие выводы сделаешь по прочитанному?
-
Подумай, какая мысль в рассказе главная?
-
Что нового ты узнал из рассказа?
-
Какие мысли и чувства вызвал у тебя рассказ?
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАССКАЗА
-
Прочитай весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?
-
Прочитай первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.
-
Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай. Убедись, отражает ли он главное, не упущено ли основное.
-
Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.
СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА
-
Составь план рассказа. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2-3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль. Прочитай текст без этих предложений.
-
То же самое сделай и с другими частями.
-
Глядя на план, перескажи рассказ кратко.
-
Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, не упуская главного.
СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ КАРТИНЫ ПО ТЕКСТУ
-
Прочитай рассказ или одну законченную часть.
-
Определи количество картин.
-
Подумай, о чем каждая картина.
-
Подчеркни в предложении слова, помогающие представить первую картину, вторую и т.д.
-
Представь картину мысленно.
-
«Нарисуй» картину словами.
КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-
Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
-
Приготовь все необходимое для заданий: тетради, учебники, карандаши, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
-
Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
-
Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки вовремя.
-
Выполняй задание четко, аккуратно.
-
Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на несколько минут.
-
Выполняй все задания, еще раз проверь по дневнику, все ли ты взял на завтра, по всем ли предметам.
КАК СОСТАВИТЬ ТЕКСТ РАССУЖДЕНИЕ
-
Тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.
-
Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.д.
-
Вывод.
-
Озаглавь текст и напиши его.
-
Проверь работу.
ОПИСАНИЕ НЕОДУШЕВЛЕННОГО ПРЕДМЕТА
-
Какой предмет изображен на рисунке?
-
Какого цвета предмет или его часть?
-
Где находится предмет, что ты видишь на заднем плане?
-
Особенности этого предмета (размер, состояние: новый, старый, чистый …, свойства: красивый, полезный…).
-
Для чего используется этот предмет, кому он мог бы принадлежать (пригодиться, понравиться).
-
Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…)
-
Твое отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой предмет).
-
Твое отношение к этой картине (нравится, приятно смотреть).
ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО
-
Какое животное изображено на рисунке?
-
Какого цвета это животное или его части?
-
Что он делает, его поза?
-
Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане?
-
Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный и т.д.)
-
Какая у него морда?
-
Какое у него настроение, какой характер?
-
Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные)?
-
Твое отношение к этому животному (нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить).
-
Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть…)
ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЯ
-
Какое растение изображено на картинке?
-
Какого цвета это растение или его часть?
-
Где растет это растение, что ты видишь на заднем плане?
-
Какое время года художник изобразил на рисунке?
-
Особенности этого растения: размер, стадия роста, свойства (красивый, полезный).
-
Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные)?
-
Твое отношение к этому растению (нравится ,хотел бы иметь, понюхать (о цветах), потрогать).
-
Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
КАК РАБОТАТЬ НАД КРАТКИМ ИЗЛОЖЕНИЕМ
СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ
-
Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
-
Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
-
Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!
-
Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового!
-
Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!
ЛИТЕРАТУРА
-
Худенко Л.А., Гаврусев В.А. Как научиться учиться: школьник у младших классов. – Мозырь, 1995 г.
-
Журнал «Завуч», № 1,2, 5. М., 2001 г.
-
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. Санкт-Петербург, АО «Мэрил», 1994 г.
|
|
|
|