Внеклассное занятие по природоведению и русскому языку «Почему их так называют» 2 класс.
Тема: Птицы. Почему их так называют
Цель:
1. Дать понятие о том, с чем связаны названия некоторых птиц.
2. Прививать любовь к природе.
Задачи:
1. Помогать учащимся получить правильное представление о природе, о взаимосвязях, существующих в ней.
2. Развивать в детях важное умение – видеть и слышать в природе.
3. Познакомить учащихся с жизнью некоторых птиц, с их повадками.
Оборудование:
Литература:
-
«ПедСовет» журнал, №11, 1998
-
«Я познаю мир» энциклопедия для детей
-
Дмитриев А.Н. «Книга природы»
-
«Юный натуралист» журналы
Ход урока:
Учитель: О чем будет наша беседа вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)
-
Значит наше занятие будет посвящено теме Птицы. Каких птиц вы знаете и можете назвать?
-
А задумывались ли вы над тем, почему птиц так называют (кукушка, камышовка, рябчик), а не иначе? Откуда взялись эти названия?
-
Вот и тема занятия: Почему их так называют?
-
На занятии узнаем о происхождении слов в названии птиц, поговорим об их пользе и охране.
Учитель: На Земле обитает более 8 тысяч видов птиц, а на территории нашей страны более 700 видов. Они встречаются в любом уголке природы и всегда обращают на себя внимание громким и мелодичным пением, яркой окраской оперения и интересным поведением, и причудливостью клюва, и своим питанием и многими другими признаками.
(Показ картинок) – Это кукушка, чибис, щегол, горихвостка, рябчик, зяблик и др.
Хотите узнать, почему их так называют?
Учитель: Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает (кукушка)
Итак, первой нам встретилась кукушка.
Как, по-вашему, за что она получила свое название?
Ученик: Свое название кукушка получила за то, что она кукует. Она сама подсказала людям, как ее называть.
Учитель: Во многих странах название «кукушка» звучит схоже с русским. У болгар она зовется «куковица», у чехов – «кукачка», у немцев – «кукук», у французов – «куку», у румын – «Кук».
Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки. Поэтому, название этой птицы звучит очень похоже на ее крик.
(прослушивание записи с криком кукушки)
Много можно говорить про эту птицу.
Ученик: Кукушки, единственные из всех видов птиц, которые подкладывают свои яйца в чужие гнезда и никогда сами не выкармливают своих птенцов.
Кукушки – полезные птицы. Они питаются только насекомыми. Но главная заслуга их в том, что они поедают таких гусениц, которых не едят другие птицы, в том числе майских жуков и мохнатых гусениц. Этим они спасают большие участки леса от опасных вредителей.
Учитель: Какие признаки послужили основой для названия этой птицы?
(прослушивание записи голоса чибиса)
Если вам приходилось идти лугом, то вы видели как из травы взлетали птицы и как будто спрашивали вас: «Чьи вы? Чьи вы?»
Как называется эта птица? (чибис)
Это чибис. Он тоже получил название по голосу. Послушайте.
(прослушивание записи голоса чибиса)
Ученик: (показывает картинку) На голове черный хохолок. Чибис то поднимает его, то складывает будто веер. Спина у него темная. На белых щеках черные усы. Грудь белоснежная, а на шее словно черная салфетка повязана.
Учитель: Кто еще добавит про эту птицу?
Ученик: Чибисы прилетают в наши края в конце марта – начале апреля, а улетают от нас в теплые края в августе.
Ученик: Чибисы очищают поля и луга от вредителей – жуков, улиток, слизняков. За это их еще зовут луговиками-санитарами.
Песня «У дороги чибис» (Сл. А. Пришельца, муз. М. Иорданского)
2 куп Не кричи, крылатый
Не тревожься, зря ты –
Не войдем мы в твой зеленый сад.
Видишь – мы ребята,
Мы друзья пернатых,
Мы твоих, твоих не тронем чибисят.
Учитель: Внешний вид птицы (цвет, оперение, необычный клюв, хвост) тоже может стать признаком, важным при выборе названия. Так были названы некоторые птицы.
Снежинка растаяла, капелькой стала. Капля за каплей – ручеек побежал. Ручеек к ручейку и вся зима скатилась в реки и пруды, озера. И на деревьях не осталось снега. Но что это? Среди голых веток вдруг зеленый листик появился. Да не обычный. С ветки на ветку прыгает. С дерева на дерево перелетает. И во весь голос поет. Конечно, это не листик, это птица. А зовут эту птичку Зеленушка. Послушайте, почему ее так назвали.
Ученик: Зеленушка – маленькая птичка, ростом с воробья. Перышки у нее зеленоватые – как первые свежие листики на дереве. За это и прозвали ее зеленушкой.
Ученик: Зеленушка поет у всех на виду. Песня ее чем-то похожа на звон колокольчиков. А гнездо строит в густой кроне дерева, поближе к стволу. Это, наверное, для того, чтобы никто не видел и не трогал его, когда появятся птенцы.
Учитель: Ребята, а это что за птицы с пестрым ярким оперением? (щегол)
Ученик: Да, посмотришь на щегла и невольно удивляешься: до чего же красиво нарядила его природа!
Ученик: Перышки на щеках белые, на лбу – красные, на затылке – черные. Спинка у птицы коричневая, крылья черно-желто белые. Даже когти и клюв разноцветные. Словом, щеголеватый, т.е. пестрый, яркий, нарядный. Отсюда и название – щегол.
Учитель: Ребята, смотрите, смотрите. Что это такое? Кругом светлым светло, а на зеленом дереве огонек вспыхнул.
(картинка птицы с красным хвостом в висячих садах)
Ученик: Да нет, это не огонек. Это ярко-красный хвостик птички горихвостки блеснул. Она и названа так за свой интересный хвост. Он у нее красного цвета, все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.
Стих
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом
Это птичка-невеличка
Под кустом трясет хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
(показ рисунка с рябчиком)
Учитель: Ребята, скажите, а что это за птица? Почему его так назвали? Рябчик – значит рябой. Такая рябая окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов.
Ученик: У него перо-невидимка, самого защитного цвета в лесу – пестрого. Все в серых, да черных, да рыжих рябинках. В лесу ведь все кругом в глазах так и пестреет.
Ученик: Рябчик умеет так спрятаться и затаиться в лесу, что в двух шагах пройдешь – не заметишь. Отсюда и пошло его название – рябчик, рябой.
Ученик: Кормятся рябчики семенами деревьев, ягодами на болоте. Живут они по берегам рек, вблизи лесных родников. Птицы любят места, где они родились и не покидают их.
Учитель: Послушайте стихотворение Е. Трутневой и скажите, о какой птице идет речь:
В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
Ученик: У этой птички два имени – зарянка и малиновка. Малиновкой ее прозвали за яркую малиновую грудку. Зарянкой, потому что именно на утренних и вечерних зорьках, когда солнце еще не взошло или уже село, особенно громко слышится ее звонкая щебечущая трель, как серебряные колокольчики.
(прослушивание записи с голосом зарянки)
Ученик: Гнездится зарянка на земле, под корнями деревьев или в кустах.
Ученик: Питаются зарянки насекомыми, которых собирают на земле. Поэтому они хорошо скачут, бегают.
Учитель: Какие признаки послужили основой для названия этой птицы – зарянка? (голос на заре)
Учитель: Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (клест)
Почему его так назвали?
Ученик: Название птицы «клест» произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом.
Учитель: Самая примечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у них перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут «христовыми птицами».
Кто еще добавит про этих удивительных птиц?
Ученик: Птенцы у клестов чаще бывают зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. Поэтому маленькие клесты не боятся замерзнуть, родители их прокормят и обогреют в гнездах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев.
Физминутка
Встали. Отдыхая, будь внимателен.
Прилетели птицы, я называю птиц, вы машете руками.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, волки и чижи, аисты, кукушки, плюшки и ватрушки, лебеди и утки
И спасибо шутке!
А знаете ли вы, что…
Кукушка за один час может съесть 100 гусениц.
А знаете ли вы, что…
Сова уничтожает за лето до 1000 мышей.
А знаете ли вы, что…
Самый сильный из насекомых жук-носорог. Сам весом 14 гр может тащить груз в 1 кг 580 гр.
Учитель: Некоторые птицы получили свое название в соответствии с тем, чем они питаются. Вот на ветке дерева или на крыше сарая сидит маленькая птица, слегка подрагивая крылышками. Вдруг сорвалась с места, ринулась вперед, повисла на мгновение в воздухе и снова уселась на место. Прошло немного времени, все повторилось. И так целый день. Что это за птица?
(показ картинки с изображением мухоловки)
Ученик: А какая она нарядная! Головка, спинка и хвост у нее черные. На грудке белый фартук. На черных крыльях – белоснежные крапины. А главное, она так здорово ловит бабочек, комаров, жуков, но больше всего мух. Поэтому ученые ее так и величают – мухоловка-пеструшка.
Ученик: Мухоловка – птичка небольшая, но аппетит у нее отличный. Да еще птенцы. Их у мухоловки бывает от 6 до 10 штук. Поэтому во время выкармливания прилетают птицы-родители к гнезду до 500 раз в день.
Учитель: А какая она бойкая и веселая. Все дни напролет распевает песенку. Говорят, мала птаха, а пользу нашей природе приносит великую!
Итак, что послужило основой для названия этой птицы? (питается в основном мухами)
Учитель: Может ли послужить основой для названия птицы место, где они живут?
(показ картинки с изображением камышовки)
Ученик: Камышовка всю свою жизнь проводит в камышах, и прилетает она к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом.
Учитель: Имя птицы может зависеть и от ее характера. Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай – будто кошке на хвост наступи ли и она «верещит». И так интересно посмотреть на этого «музыканта».
Ученик: Однако разглядеть не легко: этот «музыкант» всегда прячется в густой листве. Даже с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях во всю шумит листва и улетают всегда раньше, пока листья не опали.
Но когда познакомишься с певцом, то поймешь, почему ему нужна густая листва (показ картинки иволги). Уж очень у него яркое и заметное оперение желт о-золотистые грудь, головка и спинка, а крылья и хвост – бархатно-черные. Это иволга.
Учитель: послушаем этого музыканта, у которого «неясный характер». Именно так переводится слово «иволга» на русский язык. Иволга – изменчивость в характере.
(прослушивание записи с голосом иволги)
Учитель: Важным для выбора имени птицы может оказаться и время года. Посмотрите на эту птицу. Это зяблик.
(показ картинки с изображением зяблика)
Послушаем, почему так называется это птица.
Ученик: Странное у этой птицы имя – зяблик. По названию похоже, что птица боится холода, все время зябнет. А на самом деле наоборот.
Ученик: Прилетает зяблик ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время. Потому, что эта птица прилетает и улетает в «зяблое время» и назвали зябликом.
Ученик: (показ картинки) Окраска у зяблика яркая: грудка красноватая, клюв и шапочка голубые, спинка коричневая, а к хвосту зеленоватая, на крыльях белые пятна. Кормится зяблик на земле разными семенами, а гнездо строит на дереве.
Учитель: Итак, какой признак послужил основой для названия этой птицы? (время года)
Таким образом, названия птиц появились не случайно. Посмотрите на ваши таблицы и давайте вспомним те признаки, которые послужили основой для названия птиц, о которых мы говорили.
Ученики перечисляют признаки, проверяют таблицы.
Учитель: Итак, все названия птиц произошли в зависимости от какого-то определенного признака, присущего лично т ой или иной птице.
Ученик: Стихотворение «Птичьи гнезда»
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,
Я знаю все, о чем поют
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд.
Учитель: Послушайте, о чем просят нас наши птицы.
Ученик: Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд.
Ученик: Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни.
Ученик: Яичек теплых не бери –
Зачем тебе они?
Ученик: Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.
Все ученики: (клятва-обещание)
И мы не будем разорять!
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.