|
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9-го класса.
Пояснительная записка.
Программа предназначена для преподавания геометрии в 9 классе общеобразовательной школы.
Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 70 часов в учебный год. Из них контрольных работ 5 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Векторы, метод координат »-1 ч, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» - 1 час, «Длина окружности и площадь круга» - 1 час, «Движения» - 1 час и 1 час на итоговую контрольную работу.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Перечня учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации на 2011/ 2012 учебный год, приказ от 24.12.2010 г. № 2080;
3. Постановления Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. № 15 - ПП «О региональном компоненте ГОС НРК Свердловской области»;
4. Учебный план МКОУ «Поташкинская СОШ» на 2011-12 учебный год
5. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
6. Скорректирована на её основе программы: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.
7. Контроль и оценка результатов обучения в средней школе: Письмо МО и ПО РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
- развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.
Т – тестовая работа.
Литература:
- Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
- Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006.
- Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.
- Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. – М.: Просвещение, 2005.
- Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Н.Ф. Гаврилова Универсальные поурочные разработки по геометрии.-Москва «ВАКО» 2007.
Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина Поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Позняк Э. Г., Юдина И. И.- Волгоград: Учитель 2010.
Календарно-тематическое планирование.
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид кон-троля |
Дата проведения урока |
план |
факт |
Вводное повторение 2ч |
Многоугольники.
Площади многоугольников |
1
1 |
КУ |
многоугольник, элементы многоугольника, свойства, площадь многоугольника |
-знать свойства основных четырехугольников;
-знать формулы площадей;
-уметь строить многоугольники и по чертежу определять их свойства |
|
|
|
Векторы 7ч |
Векторы. Равенство векторов.
Отложение вектора от данной точки |
1
1 |
|
определение вектора, виды векторов, длина вектора |
-уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;
-знать виды векторов |
|
|
|
Сложение векторов
Вычитание векторов. |
2
1 |
|
вектор, операции сложения и вычитания векторов |
-уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов |
|
|
|
Умножение вектора на число. |
1 |
|
вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции |
-уметь строить произведение вектора на число;
-уметь строить среднюю линию трапеции |
|
|
|
Решение задач. |
1 |
|
правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов |
-уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов;
-уметь применять эти правила при решении задач |
|
|
|
Метод координат 12 ч |
Координаты вектора. |
2 |
КУ |
координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора |
-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;
-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число |
|
|
|
Решение задач. |
1 |
КУ |
координаты вектора, координаты результатов операций над векторами |
-уметь применять знания при решении задач в комплексе |
|
|
|
Простейшие задачи в координатах. |
2 |
КУ |
радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками |
-уметь определять координаты радиус-вектора;
-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;
- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками |
|
|
|
Уравнение окружности. |
2 |
|
уравнение окружности |
-знать уравнение окружности;
-уметь решать задачи на применение формулы |
|
|
|
Уравнение прямой. |
2 |
УОНМ |
уравнение прямой |
-знать уравнение прямой;
-уметь решать задачи на применение формулы |
|
|
|
Решение задач по теме «Векторы и метод координат» |
2 |
КУ УПЗУ |
уравнение окружности и прямой |
-знать уравнения окружности и прямой;
-уметь решать задачи |
|
|
|
Контрольная работа №1 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника 12 ч |
Синус, косинус, тангенс угла. |
1 |
|
единичная полуокружность |
-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;
-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки |
|
|
|
Основное тригонометрическое тождество |
1 |
|
основное тригонометрическое тождество |
|
|
|
Формулы приведения |
1 |
|
формулы приведения |
|
|
|
Площадь треугольника. |
1 |
УО |
теорема о площади треугольника, формула площади |
-уметь выводить формулу площади треугольника;
-уметь применять формулу при решении задач |
|
|
|
Теорема синусов. |
1 |
УОСЗ |
теорема синусов |
-знать теорему синусов и уметь решать задачи на её применение |
|
|
|
Теорема косинусов. |
1 |
КУ |
теорема косинусов |
-знать вывод формулы;
-уметь применять формулу при решении задач |
|
|
|
Решение треугольников. |
4 |
|
теорема синусов, теорема косинусов |
-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник |
|
|
|
Измерительные работы |
1 |
УПЗУ |
|
|
|
|
|
Контрольная работа № 2 |
Скалярное произведение векторов |
3 |
|
|
|
|
|
|
Длина окружности и площадь круга 12 ч |
Правильные многоугольники. |
2 |
КУ |
правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность |
-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;
-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать |
|
|
|
Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей. |
5 |
КУ |
площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей |
-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;
-уметь строить правильные многоугольники |
ФО |
|
|
Длина окружности
Площадь круга.
Площадь кругового сектора
Решение задач |
1
1
1
1 |
КУ |
длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора |
-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение |
|
|
|
Контрольная работа № 3 |
Движение 10 ч |
Понятие движения. |
1 |
УОНМ |
отображение плоскости на себя |
-знать , что является движением плоскости |
|
|
|
Симметрия. |
2 |
|
осевая и центральная симметрия |
-знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной |
|
|
|
Параллельный перенос. |
3 |
|
параллельный перенос |
-знать свойства параллельного переноса;
-уметь строить фигуры при параллельном переносе на вектор . |
|
|
|
Поворот. |
3 |
|
поворот |
-уметь строить фигуры при повороте на угол |
|
|
|
Контрольная работа № 4. |
|
|
Начальные сведения из стереометрии 6 часов |
|
|
Многогранники |
3 |
|
|
-Уметь изображать многогранники |
|
|
|
Тела и поверхности вращения |
3 |
|
|
-уметь строить цилиндрические поверхности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Повторение 4 ч |
Итоговая контрольная работа. 1 час
Работа над ошибками 1 час |
|
|
|
|