Тема урока: Физиология питания. Продукты. Питательные вещества.
По тематическому планированию урок №1.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Вид: Беседа, рассказ.
Форма - Индивидуальная и групповая работа.
Метод: Объяснительно-иллюстративный.
Межпредметные связи: история, биология, химия.
Цель: Создать условия для формирования понятия рациональное, правильное питание.
Создать условия для развития познавательной активности, стремления к ведению здорового образа жизни.
Воспитание трудолюбия, жизненной активности, усвоение значимости ЗОЖ.
Наглядные пособия и материалы: Таблицы состава питательных веществ продуктов, карточки с заданием. Учебное пособие «Кулинария и здоровье».
План урока:
1. Организационный этап. 1-2 мин.
Приветствие.
Присутствие на уроке. Готовность к уроку.
План беседы: Роль питательных веществ в организме человека, содержание их в продуктах питания.
Что такое полноценная пища.
Соблюдение элементарных правил гигиены при приготовлении пищи.
Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
Учащиеся должны знать:
- питательные вещества
- продукты по количеству содержания питательных веществ
- понятие «рациональное питание»
- сроки хранения продуктов и готовых блюд
- способы определения качество продуктов.
- правила гигиены
- способы профилактики заболеваний.
уметь:
-применить знания при составлении меню
- анализировать информацию
-пользоваться таблицами по составу питательных веществ.
Применять знания в практической деятельности.
№ |
Этапы урока |
время |
Деятельность педагога |
Деятельность
Учащихся. |
1. |
Организационный этап. |
1-2 мин. |
Приветствие.
Присутствие на уроке. Готовность к уроку. |
Подготовка к уроку. |
2. |
Этап актуализации знаний, подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний. |
5 мин. |
Вступительное слово учителя. |
Ответы учащихся на вопрос учителя. |
3. |
Этап изучения нового материала. |
15 мин. |
Рассказ по теме. |
Слушают.
Вспоминают
правила. |
4. |
Этап проверки понимания учащимися нового материала. |
20 мин. |
Инструктаж.
Раздача таблиц для расчетов. |
Практическая работа. Работа в группе.
Задание в карточке. |
5. |
Этап оценивания. |
|
Анализ выполненных работ, корректировка. |
Защита соей работы. |
6. |
Рефлексия. |
3 мин. |
Подвести итог урока.
Раздать карточки для заполнения. |
Инд. работа
по карточке. |
2. Этап актуализации знаний, подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний. 5 мин.
Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Что такое еда?
Странный вопрос. Пища. То, что едим. А если отвечать на него более широко, то окажется, что это не совсем просто.
Еда – это грубое слово. Но мы думаем о ней, особенно когда проголодаемся. Все в нас подчинено желудку. Нельзя забывать, что есть – значит жить, значит работать, творить, мыслить.
Еда – одно из главнейших условий существования человека. О месте с жильем, одеждой, окружающей средой.
В то же время еда – результат значительной части труда. Значит, качество еды должно интересовать общество, человека.
еда – это такой вид труда, который непосредственно идет на воспроизведение нового труда.
Еда – топливо, на котором работает наш организм, значит, мы должны разбираться в этом топливе. Знать о нем все с научной точки зрения, быть грамотным на кухне.
Рассуждать о еде – это одно, понимать в еде – это другое; уметь приготовить еду по всем правилам – это третье. А это и оказывается самым сложным. Здесь нужны знания, опыт, смекалка, фантазия и огромное желание накормить вкусно.
С древних времен люди поняли огромное значение пищи в жизни человека. В правильном питании видели они источник здоровья, силы, бодрости, красоты.
3. Этап изучения нового материала. 15 мин.
Задача: Дать учащимся конкретное представление об изучаемом. Первичное обобщение и систематизация новых знаний. Вырабатываются соответствующие умения и навыки.
Пища – это энергетический и стратегический материал для нашего тела. Чтобы человек был здоров, сохранял активность, работоспособность, он должен получить достаточное количество необходимых питательных веществ и к тому же в определенных, выгодных для организма пропорциях.
Человек кроме воды, нуждается в белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах.
Потребность: вода – 2,5 литра
белок – 80-100 г
жиры – 80-100г
углеводы – 400-500г
витамины – 0,2г
минералы 20г (соль 10г)
Нехватка питательных веществ – нежелательное последствие и даже приводит к различным заболеваниям.
Роль питательных веществ состоит в обеспечении организма строительным материалом и энергией, хотя они и выполняют разные функции.
Белковая пища – мясо, рыба, молоко и молочные продукты.
Овощи, фрукты, молоко дают важные витамины и минералы, необходимые организму.
Хлеб, крупы содержат углеводы, которые дают нам энергию.
Организм может накапливать жиры от мяса, молока, сливочного масла и растительного масла и использовать их в дальнейшем для выработки энергии.
Нашему желудку легче переваривать приготовленную пищу, чем сырую. При приготовлении пищи уничтожаются микробы, от которых люди могут заболеть, да и пища долго не хранится.
Существуют разные способы приготовления пищи: варка, жаренье, тушение и другие.
Для того, чтобы пища приносила наибольшую пользу, нужно соблюдать следующие правила рационального питания:
-Соблюдать режим питания.
-Питание должно быть разнообразным.
-Быть умеренным в еде.
Правильное питание включает в себя умение приготовить приятное на вкус и красиво оформленное блюдо, сохранить в нем питательные вещества и витамины, содержащиеся в используемых продуктах. Все это требует определенных навыков, внимания и порядка, знания основных правил кулинарных операций.
Теория о сбалансированном питании заключается в правильном соотношении основных питательных веществ в зависимости от возраста, трудовой деятельности, условий жизни и индивидуальных особенностях человека, в сбалансированности питания, т е соответствия количества килокалорий, получаемых с продуктами питания, энергозатратам организма, в максимальном разнообразии рациона человека.
Энергетическую ценность питания определить сложно, т к она зависит от массы тела, уровня двигательной активности ( 40-50ккал на 1 кг веса).
Соотношение между основными компонентами питания распределяются так: 20%-белки, 30%-жиры, 50%-углеводы, минералы, витамины, ферменты, балласт.( 1:1:4, на 1000ккал 25-30г белка, 35-49г жира, 124-137г углеводов)
Низкое качество пищевых продуктов, применение устарелых технологий приготовления пищи, злоупотребление рафинированными продуктами (сахар, белая мука) приводит к недостатку питательных веществ. Он в свою очередь может привести к нарушению физического развития в детском и подростковом возрасте, снижению работоспособности и иммунитета, появлению различных заболеваний.
Избыток питательных веществ, не скомпенсированный физическими нагрузками достаточной интенсивности, тоже не ведет к сохранению здоровья. В 21 веке пора пересмотреть миф об исключительной ценности мяса для сохранения человеческой популяции. Употребление мясной пищи на заре человеческой истории действительно способствовало становлению и выживанию вида. Но теперь, когда нагрузки на организм современного человека не сравнить с теми, которые испытывал наш предок, объективная наша потребность в мясной и жирной пище не так уж велика. Если в организм поступает слишком много животных жиров, происходит изменение состояния сосудов, образуются атеросклеротические бляшки. При избыточном питании жиры накапливаются в депо жировой ткани, что способствует развитию ожирения и сопутствующих ему заболеваний.
Здоровое питание немыслимо без формирования нового отношения к выбору продуктов и их кулинарной обработке, руководствуясь заповедью врачей «не навреди».
Правила сохранения питательных веществ при приготовлении, хранении продуктов мы изучали на уроках.
? ВСПОМНИМ ПРАВИЛА.
Перечисляются продукты и применяемые правила.
(Заслушиваются ответы учащихся.
Корректируются при необходимости.)
В основе системы рационального сбалансированного питания лежит несколько простых правил:
1. Оцените энергозатраты своего организма с точки зрения возраста, пола, физической активности.
- Расчет суточной нормы калорий.
RMR = 655 + (9,6Х вес кг) + (1,8Х рост см) – (4,7Х возраст)
- Эта цифра показывает минимальное количество калорий, нужных организму для поддержания существующего веса.
Сидячий образ жизни RMR х 1,2
Небольшая активность ( спорт 1-3 дня в неделю) RMR х 1,375
Средняя активность (3-5 дней) RMR х 1,55
Высокая активность ( 6-7 дней) RMR х 1, 725
Очень высокая активность ( спорт, тренировки, работа) RMR х 1,9
- чтобы сбрасывать 500г жира в неделю, нужно снизить калорийность ежедневного рациона на 500 кал.
2. Нужен разумный, осмысленный подход к тому, что мы едим, в понимании, что особенности питания должны зависеть от физического состояния и образа жизни, в понимании того, что питание должно быть разнообразным – только тогда оно полноценно.
? ВСПОМНИМ:
Правила гигиены для работы на кухне.
Правила гигиены при приготовлении пищи.
Правила безопасного труда на кухне.
(Заслушиваются ответы учащихся.
Корректируются при необходимости.)
Беседа о профилактике пищевых отравлений.
Обсуждается вопрос о сроках хранении продуктов, сроках хранения готовых блюд.
Способы доврачебной помощи при отравлениях.
(Заслушиваются ответы учащихся.)
4. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Задача: установить усвоили или нет учащиеся новый материал через практическое применение.
Практическая работа. 20 мин.
Работа в группе.
1 группа.
Составить меню:
1. Для учащихся, не занимающихся спортом. 16 лет.
Вес? Рост ?. (измерить)
2 группа.
Составить меню:
1. Для учащихся занимающихся спортом. Тренировки 2 раза в неделю.
16 лет. Вес? Рост? (измерить)
5.Этап оценивания работы.
- Оценивание работ, анализ.
6. Рефлексия. 3 мин.
Карточка для заполнения. Индивидуально.
Что знала? |
Что узнала нового? |
Что хочешь узнать по данной теме? |
|
|
|
Карточка №1
Составить меню:
Для учащихся, не занимающихся спортом. 16 лет.
Вес? Рост ?. (измерить)
Карточка № 2.
Составить меню:
Для учащихся занимающихся спортом. Тренировки 2 раза в неделю.
16 лет. Вес? Рост? (измерить)
КИМ для проверки знаний по окончании курса.
Параметры/ ФИ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знать:
-Способы планирования рационального питания.
-Виды продуктов как источник пищевых веществ.
-санитарные требования к помещению.
-санитарные требования к продуктам.
- сроки хранения продуктов.
-способы кулинарной обработки продуктов.
-способы оформления блюд.
- способы заготовки продуктов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уметь:
-составить меню согласно требованиям.
- приготовить нужное блюдо согласно рецепту.
- сервировать стол.
- планировать свою деятельность на кухне. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Применить знания на практике:
- оценить значение ЗОЖ.
- найти нужную информацию.
- Разработать проект на данную тему.
- осознавать значимость экологической культуры.
- выполнять правила санитарии и гигиены, ОТ.
- оказать доврачебную помощь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«5» - знания полные, осознанные, ответы уверенные. Знания применяются на практике, самостоятельность в действиях.
«4» - ответы не полные, дополняются при помощи наводящих вопросов. Применение знаний на практике не уверенное.
«3» - ответы не уверенные, самостоятельности в применении знаний на практике нет.
Рецепты.
Салат «Веснушка»
Продукты: морковь 700г, изюм 90г, майонез 50г, петрушка 2г.
Приготовление:
Морковь натереть на терке, добавить приготовленный изюм, 3 ст.ложки майонеза, 3 ст.ложки измельченной петрушки, одно перо зеленого лука.
перемешать, украсить – морковь, зелень.
Этот салат дает энергию, согревает организм, особенно зимой, бодрит, тонизирует.
Салат из свеклы.
Крупную красную свеклу натереть на терке. Измельчить и добавить в салат 5 грецких орехов и 4 зубчика чеснока, полить соевым соусом, нежирной сметаной. Подать с зеленью.
Салат «Фруктовая радуга»
Продукты: бананы 150г, киви 150г, клубника 150г. персики 150г, сливки 30г.
Приготовление:
Фрукты очистить, по отдельности измельчить в блендере. Разноцветные фруктовые массы разлить слоями по бокалам, украсить взбитыми сливками и кусочками фруктов.
Суп кабачковый.
Продукты: 1 кабачок 400-600г, 1 ст.л. сливочного масла, 4 зубчика чеснока, 2 моркови, 100 г сметаны. 1,5 л воды.
Приготовление:
Кабачок очисть или вымыть и пропустить через мясорубку, морковь также. продукты соединить, залить горячей водой или бульоном, быстро довести до кипения, добавить измельченный чеснок, соль, сливочное масло. Закрыть посуду крышкой и настоять 115-20 минут. Подать с зеленью и сметаной.
Салат «Рафаэлло»
Продукты: крабовые палочки 100г, сыр плавленый 100г, маслины без косточек 340г, грецкий орех 50г, чеснок 2г, майонез 150г.
Приготовление:
В каждую маслину положить грецкий орех. Натереть сыр, чеснок, заправить все майонезом. Натереть на терке крабовые палочки. Маслины обмакнуть в сырную массу, а затем шарик обвалять в крабовой стружке.
Салат «Ананас»
Продукты: Вареный картофель 600г, соленая сельдь 400г, лук 40г, вареное яйцо (желток) 20г, сметана 50г. масло сливочное 150г, морковь 30г.
Приготовление:
Отварной картофель размять в пюре. Чистое филе сельди пропустить через мясорубку вместе с луком и желтками. Полученную массу соединить с пюре, добавить сметану и перемешать. Сформировать «ананас». нижнюю часть сделать плоской, установить на тарелку. Сливочное масло размять, положить в шприц и нанести «щипы». В центр каждого шипа поместить кусочек моркови. Верх украсить листьями лука. Вокруг выложить дольки лимона и маслин.
Блины «Дарьюшка»
Продукты: мука пшеничная 200г, яйца 3, молоко 600мл, сахар по вкусу. масло сливочное100г.
Начинка: творог 300г, сахар 50г. ванилин, лимонная цедра.
Приготовление:
завести тесто на блины. Испечь. Блин смазать творожной начинкой, посыпать цедрой. свернуть в трубочку, обжарить со всех сторон, уложить на блюдо, оформить шоколадной глазурью.
Баклажаны с помидорами.
Приготовление:
У баклажанов 200г срезать плодоножки, нарезать длинными ломтиками и 0,5 см, смазать яйцом, солью с двух сторон. панировать в муке и обжарить в растительном масле, смазать майонезом, чесноком и зеленью, положить кусочек помидора и свернуть.
Пояснительная записка к уроку.
Урок «Физиология питания» является вводным уроком, так как актуализирует знания учащихся и, позволяет им, настроится на серьезную работу по усвоению важного материала. Здоровый образ жизни, это не только занятия спортом и жизнь без вредных привычек, это и правильное сбалансированное питание, культура питания и потребления. Учащиеся должны это понимать и осознавать ценность знаний о здоровой пище, способах правильной кулинарной обработке продуктов.
Учащиеся приходят на занятие уже смотивированные на изучение темы, поэтому способны воспринимать материал и самостоятельно добывать нужную информацию по теме.
Материал занятия доводится не только через рассказ, беседу, но и через практические занятия, что закрепляет знания.
Межпредметные связи позволяют понять взаимозависимость разных областей знаний.
Рефлексивная деятельность в конце урока позволяет оценить учащимся свои возможности в применении полученных знаний.